Сейчас единственный в Екатеринбурге вокзальный комплекс каждый день принимает и отправляет 237 поездов (108 пассажирских и 129 пригородных), которыми пользуются 26 тыс. человек в сутки (10 млн в год). Но скоро, как прогнозируют чиновники из правительства, он перестанет справляться с пассажирским потоком, что поставит под угрозу пропускную способность Транссибирской магистрали — основной железнодорожной артерии России.
План развития Екатеринбургского узла предусматривает:
- вынос грузового движения с главного диаметра на южный и северный обходы Екатеринбурга,
- вынос станции «Екатеринбург-Товарная» за пределы города с застройкой высвободившейся территории,
- в перспективе (после 2030 года) вынос всей сортировочной работы за пределы города,
- реконструкцию железнодорожного вокзала.
На базе железнодорожного вокзала свердловское правительство собирается сделать транспортно-пересадочный узел. Для этого нужно увеличить единовременную вместимость здания, разделить пассажирские потоки по типу дальнее/пригородное сообщение, отправленные/прибывшие пассажиры, создать пешеходные коридоры по принципу «сухие ноги» между вокзалом, метро и остановками общественного транспорта, обеспечить доступность для маломобильных групп населения и создать пешеходные связи с застраивающимся микрорайоном Завокзальный.
В перспективе, после расширения маршрутной сети, развития городской электрички и появления высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском, поезда будут ходить чаще: 108 пассажирских, 234 пригородных и 28 высокоскоростных. А это 71 тыс. пассажиров в сутки, или 25,7 млн человек в год. Как подчеркивают разработчики, проект важен в преддверии празднования 300-летия Екатеринбурга и проведения Универсиады-2023.
В пресс-службе СвЖД не стали комментировать планы правительства, сославшись на некорректность таких действий. Ранее на вопрос о перспективах модернизации вокзального комплекса в СвЖД отвечали, что вопрос прорабатывается: «Ведутся переговоры с органами власти и другими заинтересованными сторонами, сроки реализации и возможные планировочные решения не определены».
Некоторые пункты Стратегии уже начали воплощаться в жизнь. Так, глава Екатеринбурга Алексей Орлов весной запустил проектирование Героев России. Улица, которая разгрузит Стрелочников, должна пройти в аккурат через Товарный двор к Готвальда. Сейчас ее длина составляет примерно 200 метров. Часть территории возле вокзала уже начала застраивать компания «Брусника».
Кроме того, «Мастерская Генплана» разработала концепцию редевелопмента промзон Завокзального. Проект разделят на два этапа: сначала застроят жильем кварталы южнее переулка Полимерный, а все, что выше него, оставят на период после 2035 года. Судя по концепции, на 500 га Завокзального построят до 2,5 млн кв. метров жилья. Микрорайон будет рассчитан на 80 тыс. жителей.
А вообще идее превратить вокзал в пересадочный узел с общепитом, гостиницей и финансовой сферой — больше десятка лет. Вот тут можно ознакомиться с ретроспективой. В итоге вместо полноценной модернизации рабочие перед чемпионатом мира по футболу установили на улице специальные павильоны для досмотра, обновили фасад основного здания, поменяли информационное табло и реконструировали две платформы.