Во время своего выступления в Совете Федерации Владимир Путин пообещал, что российские регионы получат инфраструктурные кредиты на 15 лет под 3% годовых. На эти цели до конца 2023 года выделят 500 млрд рублей из федерального бюджета.
Пока власти Свердловской области не решили, будут ли претендовать на обещанные президентом деньги, потому что в стране еще законодательно не закреплено понятие «инфраструктурный кредит», и как организуют механизм его получения — еще неясно.
«В настоящее время ждем разъяснений, каким образом данный механизм может быть применен на территории субъекта», — уточнили 66.RU в департаменте информполитики Свердловской области.
Понятно, что озвученная сумма в 500 млрд рублей на 83 субъекта РФ — это в среднем по шесть миллиардов рублей на один регион — мала и недостаточна для быстрой реализации этого проект. Ведь на строительство второй ветки екатеринбургской подземки нужно 124 млрд рублей.
По словам экономиста Константина Селянина, Свердловская область вполне может позволить себе инфраструктурный заем, поскольку может кредитоваться до границы в 200–250 млрд рублей, а по состоянию на март 2021 года госдолг региона составляет 120,8 млрд рублей.
Константин Селянин, финансовый аналитик:
— Конечно, Свердловская область может претендовать на такой заем, поскольку у региона малая доля коммерческих кредитов. Но дело в том, что на все регионы выделено всего 500 млрд рублей, и предположить, что где-то треть из них отдадут одной Свердловской области — сложно. Сейчас между субъектами РФ начнется борьба за эти деньги, потому что сумма на самом деле маловата.
Если регион все же возьмется за стройку метро, то, по словам экономиста, инфраструктурный кредит сможет обеспечить лишь малую часть необходимой суммы, недостающие деньги все равно придется брать еще из нескольких источников: областной бюджет, городской бюджет, средства частных инвесторов.
Ежемесячный платеж по инфраструктурному кредиту в 6 млрд рублей на 15 лет под 3% годовых составит 41,4 млн рублей, а переплата по процентам — 1,4 млрд рублей. Если под те же условия чиновники возьмут в долг необходимые на метро 124 млрд рублей, тогда раз в месяц придется выплачивать 856,3 млн рублей, переплата в таком случае составит — 30,1 млрд рублей.
«Из какой конкретно статьи будут брать деньги на его погашение, если кредит получат, это уже неважно. Потому что все равно это все будет браться из доходной части, то есть из наших с вами налогов», — добавил Селянин.
При этом помощник члена Совета Федерации Аркадия Чернецкого Константин Пудов пояснил, что сумма, скорее всего, будет больше. Финансирование по подобным программам рассчитывается исходя из численности населения региона. В Свердловской области этот показатель составляет 3% (4,3 млн человек) от всего населения России. Соответственно 3% от 500 млрд рублей — 15 млрд рублей. В таком случае ежемесячный платеж составит 103,5 млн рублей.
По мнению финансового консультанта, пожелавшего остаться анонимным, этой суммы (15 млрд рублей) также недостаточно для полной реализации проекта. «Но это уже может дать толчок к реальному запуску этого проекта. Опять же, сейчас все будет зависеть от лоббирования этого проекта на федеральном уровне и готовности проекта по второй ветке метро», — добавил собеседник 66.RU.
- Вторую ветку метро, которая должна соединить ЖБИ и ВИЗ, в Екатеринбурге проектируют уже шесть лет. Общий объем финансирования программы «Развитие Екатеринбургского метрополитена» на 2014—2021 годы» превышает 351 млн рублей. Но город завис в ожидании: чтобы появились новые станции, нужна воля федерального центра. Деньги ждали под проведение чемпионата мира по футболу — не дождались, отказались их дать и под 300-летие Екатеринбурга, которое город отметит в 2023 году. Президент Владимир Путин обещал найти деньги, если Екатеринбург выиграет заявку ЭКСПО-2025, но этого не произошло.