Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Архитектор Ельцин Центра выступил против сноса здания аэропорта «Уктус» и предложил разместить там музей

7 апреля 2021, 08:58
Архитектор Ельцин Центра выступил против сноса здания аэропорта «Уктус» и предложил разместить там музей
Фото: архив 66.RU
В музее, по мнению Андрея Вовка, смогут проводить виртуальные исторические экскурсии на борту небольших самолетов по городам, показывать документальные фильмы, рассказывать о полетах и технике первой половины ХХ века.

Директор московского офиса бюро Ralph Appelbaum Associates, известный архитектор Андрей Вовк (участвовал в проектировании Ельцин Центра и других крупных проектах) выступил против сноса аэровокзала «Уктус» и предложил создать и разместить в здании Музей гражданской авиации. Соответствующее письмо он отправил группе «Мирные жители», члены которой борются за сохранение этого здания.

Архитектор уверен, что аэровокзал можно сохранить и в составе комплекса планируемого торгового центра в качестве уникального культурного объекта. В пример он привел то, что часто в программу крупного современного торгового центра включается многозальный кинотеатр и фуд-корт, а также специальные помещения для детей. Одним из вариантов использования здания бывшего аэровокзала в составе торгового центра, по его мнению, может быть создание в нем и на прилегающих к нему площадях небольшого музея гражданской авиации.

Основной концепцией экспозиции музея может стать история развития гражданской авиации и установление воздушных связей Екатеринбурга с городами России. В музее могут проводить виртуальные исторические экскурсии на борту небольших самолетов по городам, связанным с аэропортом Екатеринбурга в первой половине ХХ века, показывать документальные фильмы, информацию о полетах и технике того времени.

Андрей Вовк, архитектор:

— Такая экспозиция может быть довольно интересна посетителям, в том числе детям, и может привлечь дополнительное количество людей в комплекс торгового центра. К тому же появление небольшого музея рядом с торговым центром достаточно неординарно и может выгодно позиционировать его с точки зрения маркетинга. Я рекомендую сохранить и реконструировать существующее здание бывшего аэровокзала аэропорта «Уктус», включить его в состав проекта планируемого торгового центра и разместить в нем Музей истории развития гражданской авиации в России.

Уже несколько лет екатеринбургские общественники пытаются спасти здание аэровокзала «Уктус» от сноса. По их мнению, это единственный довоенный аэровокзал, сохранивший первоначальный облик, и его необходимо признать памятником архитектуры. Однако сделать это ранее не удалось — суд отказал им в удовлетворении соответствующего иска к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Обращения с просьбой отреставрировать здание аэровокзала и организовать в нем культурный центр инициативная группа «Мирные жители» в начале этого года отправила губернатору Евгению Куйвашеву и главе Екатеринбурга Алексею Орлову. «Мирные жители» предложили использовать аэровокзал для размещения музея авиации с открытыми площадками, специализированных центров детского технического творчества и парашютного спорта.

В администрации Екатеринбурга активистов поддержали. «Департамент градостроительства согласен с позицией, касающейся обеспечения важных условий комплексного и устойчивого развития Екатеринбурга. Сейчас департамент проводит мероприятия по оценке объемно-пространственного и архитектурно-планировочного потенциала развития Екатеринбурга, а также разрабатывает нормативные документы, которые в дальнейшем смогли бы создать эффективный механизм регулирования архитектурно-проектной деятельности с учетом необходимости создания комфортной среды», — говорилось в официальном ответе мэрии активистам.

В документе также уточняется, что в 2015 году администрация Екатеринбурга и ООО «Гран 2008» (инвестор, аффилирован с «Малышева 73») заключили договор о развитии застроенной территории в районе улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского. Здание аэровокзала «Уктус» в эти границы не входит.

В марте стало известно, что компания «Инвестторгстрой» (учреждена совладельцами компании «Малышева 73» Игорем Заводовским и Константином Погребинским) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием выселить сотрудников управлений Росавиации и Ространснадзора из принадлежащих ей офисов в бизнес-центре «Аврора». Ранее Заводовский и Погребинский по итогам открытого конкурса предоставили площади госслужащим в обмен на передачу им в собственность здания аэровокзала бывшего аэропорта Уктус, на месте которого должен в будущем появиться торговый центр «Золотой».

Стороны заключили договор мены, но события стали развиваться не по плану. Когда бизнесмены направили в Минтранс РФ просьбу об отчуждении в свою пользу здания аэровокзала, министерство отказалось согласовать сделку. Позицию Минтранса позже поддержал и арбитражный суд. 5 апреля Свердловский арбитражный суд выселил управление Ространснадзора из офисов в центре города. Таким образом, договор мены не исполнен.

  • Аэропорт Уктус построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль. Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы.
  • Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.