Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Мирные жители» попросили Путина отменить снос аэропорта Уктус ради ТЦ «Золотой»

3 марта 2021, 13:54
Инициативная группа собрала 1382 подписи против сноса здания, принадлежащего Управлению государственного авиационного надзора по Уральскому округу.

Участники движения «Мирные жители» и инициативная группа горожан завершили сбор подписей за сохранение исторического аэровокзала «Уктус» на Ботанике. 3 марта обращение с копиями 269 листов с 1382 подписями передали по пяти адресам: президенту Владимиру Путину, министру культуры Ольге Любимовой, министру транспорта Виталию Савельеву, губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву и главе Екатеринбурга Алексею Орлову.

Координатор движения Екатерина Лахтикова уверена, что аэровокзал «Уктус» нельзя сносить по нескольким причинам: он имеет историческую ценность для страны (он единственный в России из сохранившихся в неизменном виде аэровокзалов магистральных аэропортов, построенных до 1941 года), важен как историческое здание для города и района, ценен своей архитектурой (здание построено в 1937 году по индивидуальному проекту, объединившему стилистики конструктивизма и неоклассики).

Самое главное — в сносе аэровокзала, говорят организаторы акции, нет необходимости. «Для строительства торгового центра и автовокзала отведена большая территория (примерно 13 гектаров), а аэровокзал находится с краю участка и занимает не более 5% от всей его площади. Автовокзал планируется в противоположной части участка. При необходимости архитекторам не составит труда сохранить здание без ущерба для функциональности новой застройки», — говорится в письме, к которому приложен подписной лист.

Здание аэровокзала на Уктусе принадлежит Управлению государственного авиационного надзора по Уральскому округу — дочерней структуре федерального Минтранспорта, то есть государству. «Застройщик, который строит на соседнем участке торговый центр, обещает снести аэровокзал для того, чтобы расширить площадь нового торгового центра. Жители города и особенно Ботанического района категорически против сноса здания и расширения строящегося торгового центра на территорию его участка. Торговых центров и места для них в микрорайоне более чем достаточно, а это историческое здание — единственное и очень важное в истории района», — говорится в официальном обращении «Мирных жителей».

По информации организаторов акции, администрация Екатеринбурга заявила им, что «договаривалась с застройщиком о строительстве автовокзала и торгового центра, но участок под зданием аэровокзала в эту договоренность не входил. Она касалась только той территории, на которой торговый центр уже строится».

Ранее Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не стало ставить это здание на охрану, несмотря на предоставленные экспертизы профильных экспертов о том, что аэровокзал достоин статуса объекта культурного наследия и должен был сохранен.

Людмила Михайлова, глава свердловского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории культуры»:

— Здание аэровокзала «Уктус» типично для объектов общественного назначения времен 1935–1950 годов. В нем нет уникальных или ценных архитектурно-художественных элементов. Кроме того, оно полностью утратило свою историческую функцию организации пассажиропотока и управления полетами. Летное поле сегодня застроено современными многоквартирными домами, его территория разделена улицами и дорогами. Без летного поля значение исторической подлинности здания не высоко. Как самостоятельный объект здание аэровокзала большого интереса для истории, социальной культуры и науки не представляет.

Вместо торгового центра инициативная группа предлагает разместить в здании музей авиации с открытыми площадками, специализированные центры детского технического творчества и парашютного спорта. Вот как, по их мнению, должен выглядеть аэровокзал после реконструкции:

На месте аэропорта Уктус планируют построить новый транспортно-пересадочный узел, в который войдет автовокзал. Стоимость масштабного проекта оценивается в $400 млн. На бывшей производственной площадке Уральского завода гражданской авиации к 2023 году появится торговый центр, который в народе назвали «Золотой», наземная перехватывающая парковка и две многоуровневые. В проекте предусмотрены остановки городской электрички, следующей из аэропорта Кольцово и МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Инвестором выступает компания «Малышева 73». 66.RU запросил комментарии в администрации Екатеринбурга и департаменте информполитики губернатора (ДИП). В ДИП уточнили, что обращение рассмотрят в установленные сроки — 30 дней.

В Главархитектуре мэрии пояснили, что на согласование поступал только проект первой очереди «Золотого», не предусматривающий сноса аэровокзала. «Его судьба должна решиться при проектировании второй очереди торгового центра, а этот проект в администрацию города застройщик не предоставлял. Позиция администрации города может быть озвучена только после предоставления проекта», — добавила пресс-секретарь администрации Виктория Мртчян.

  • Аэропорт Уктус построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль. Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы.
  • Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.