Век назад в Свердловске началось строительство завода Уралмаш — флагмана советского тяжелого машиностроения. Для его работников архитекторам поручили с нуля разработать проект социалистического города, в котором должно было быть все необходимое для полноценной жизни трудящихся.
С первых же дней его строительства на заседании горисполкома был принят ряд постановлений по обеспечению «стройки века» необходимыми материалами и ресурсами. Одно из этих постановлений касалось водоснабжения. На тот момент воды, канализации и электричества в городе еще не было. Поэтому для соцгорода решили построить водонапорную башню.
Фото: 66.ru |
---|
Руководитель завода предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Объявили экспресс-конкурс, на котором победил эскиз Моисея Рейшера — его проектное предложение опиралось на методы популярного тогда конструктивизма: объединение функции, конструкции и формы.
Высота сооружения по проекту составляла 29 метров, и стояла башня на одном пилоне (ножке). На вершине — на кровле бака — архитектор предлагал организовать смотровую большую площадку. Малую смотровую предусмотрели в консольном объеме, соединяющем лестничный объем и бак. Сначала проект предусматривал еще и автобусную остановку в основании башни, но затем от этой идеи отказались.
Фото: 66.ru |
---|
Рейшер хотел сделать башню из железобетона. Но главный инженер «Уралмашинстроя» не сильно доверял новому на тот момент материалу и поэтому видоизменил проект: добавил к башне еще два пилона, а емкость бака решил сделать из металла.
Последнее сыграло злую шутку с инженерами. В день открытия башни, через час после заполнения бака водой, его днище лопнуло, и сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на пути все случайные преграды, в том числе и вооруженного постового, пронеся его 20 метров. Новое днище для бака сделали, как и задумывали изначально, в железобетоне.
Фото: 66.ru |
---|
Башня заполнялась водой при помощи системы труб и насосных станций, которые шли от озера Шувакиш, а позже, когда воды в нем не осталось, от Верх-Исетского пруда. Насосные станции подкачивали воду, она по трубам двигалась в сторону башни, в которой также с помощью насосов нагнеталась в бак. Уже оттуда вода поступала в трубы, обеспечивающие водоснабжением «соцгород» Уралмаш.
Вскоре после ремонта башню побелили, и официальное название «Водонапорная башня УЗТМ» быстро сменилось народным — «Белая башня», а вошла она в российские и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры. Впрочем, белой башня была не всегда — во время Великой Отечественной войны ее перекрашивали в защитный цвет хаки.
Фото: 66.ru |
---|
С момента открытия вплоть до начала войны водонапорная башня УЗТМ значилась во всех строительно-технических справочниках как образец промышленного зодчества. Правда, есть одно но. В Санкт-Петербурге существует очень похожая водонапорная башня. Она построена по проекту Якова Чернихова на заводе «Красный гвоздильщик» одновременно с Белой башей.
Поэтому среди некоторых специалистов не утихают споры об авторстве идеи такой конструкции: кто был первым — Рейшер или Чернихов, или это просто два похожих проекта возникли одновременно под влиянием актуальных на тот момент идей.
Фото: 66.ru |
---|
После войны в Свердловске начали разрабатывать проект реконструкции сетей водоснабжения, и вскоре стало ясно, что Белая башня в ближайшие 10–15 лет утратит свое функциональное значение. Так и произошло.
В 1960-е годы Белая башня утратила свое функциональное значение, и встал вопрос о дальнейшем ее использовании. Рейшер и группа художников разработали проект приспособления башни под кафе с залом на 50 мест, а на смотровой площадке они предлагали разместить киоск «Мороженое и воды». К идее благосклонно отнеслись в Орджоникидзевском райисполкоме, в дирекции Уралмаша, но, как писал сам Рейшер, «проект застрял у главного архитектора Свердловска и не может найти дверь для выхода».
В 1975 году в институте «Свердловскгражданпроект» снова вернулись к идее возрождения башни и провели конкурс на приспособление здания, но проекты снова легли на полку. В 1989 году в газете «За тяжелое машиностроение» вопрос о дальнейшей судьбе памятника предлагали решить читателям, но и эти идеи ничего не дали. Башня разрушалась. Сквозь кровлю и пустые оконные проемы в строение проникала вода, на стенах стал появляться мох. В подвале росли горы мусора.
Фото: 66.ru |
---|
Причина тому — в статусе сооружения. С одной стороны, это памятник федерального значения и, соответственно, находится под охраной областных властей. С другой стороны, земля, на которой стоит Белая башня, принадлежит городу, а городская администрация имеет на свое хозяйство иную точку зрения.
В 2006 году башню взяла под надзор международная гуманитарная организация «Красный крест», но объект все равно стоял заброшенный. Возрождение башни началось с 2012 года, когда группа архитекторов-энтузиастов Podelniki взяла ее под опеку.
Фото: 66.ru |
---|
Podelniki заключили договор с собственником объекта и взяли на себя обязательства привести сооружение в порядок и законсервировать. Средства на консервацию собирали всем городом. В краудфандинге участвовали сотни людей. Кто-то жертвовал 50 рублей, кто-то — 5 тысяч. Позже к проекту подключились меценаты — представители бизнеса. Всего архитекторам удалось собрать больше 2 млн рублей.
В итоге архитекторы выработали план по спасению заброшки. Сначала они организовали несколько субботников, чтобы выгрести из башни накопленный с годами мусор. Затем активисты провели исследования — немецкое и российское, чтобы понять в каком техническом состоянии находится сооружение. Еще позже — закрыли оконные проемы и дыры в полу, поставили железную дверь, установили поручни, укрепили лестницы, подлатали кровлю, подключили электричество и отопление. Внутри башни волонтеры покрасили потолок в белый цвет, но стены, которые исписаны граффити, не тронули.
Фото: 66.ru |
---|
Этим летом башня получила грант на 180 тыс. долларов от благотворительного фонда Getty из США. Грант пойдет на углубленное обследование памятника и разработку программы его сохранения. Итогом станет проект реставрации и приспособления башни для современного использования в качестве общественного пространства, с учетом проведения реставрационных работ.
Podelniki надеются, что к юбилею города у них уже будет готовый проект с четкой сметой. Скорее всего, башня через пару лет снова станет точкой притяжения и из заброшки превратится в многофункциональное пространство, где будут проходить выставки, экскурсии и камерные мероприятия.
Фото: 66.ru |
---|