В Екатеринбурге в общественном транспорте и на улице вновь стало много коробочников. Люди, одетые в яркие жилеты, вооружены документами и ящиком для пожертвований. Они собирают пожертвования на лечение больных детей или другие нужды, но не ради помощи нуждающимся, а для собственной наживы. Очень часто таких «волонтеров» можно встретить на улицах, в пробках, общественном транспорте.
Чтобы разжалобить окружающих, коробочники пользуются фотографиями и историями про больных детей, которые находят на сайтах благотворительных фондов или в социальных сетях.
Фото: 66.ru |
---|
«Истории больных детей берут из наших сайтов. Истории эти подлинные. Но мошенники их просто воруют у нас. И пока мы не наткнемся на это — естественно, никто не узнает. А с виду все настоящее: настоящие документы, настоящие истории, настоящие фотографии», — рассказывала в интервью «Новой» создатель фонда «Детские сердца» Екатерина Бермант.
Сборщики могут работать как самостоятельно, так и от организации. В таком случае это будет малоизвестный благотворительный фонд, эффективность работы которого — помощь двум детям за десять лет. При этом набор в сотрудники будет похож на рекрутинг промоутеров.
Корреспондент 66.RU Ольга Татарникова еще в 2015 году на несколько часов стала сотрудником такой организации и выяснила, что набирают на такую работу школьников. Около 15–20% «выручки» — пожертвованных на лечение ребенка денег — уходит самому сборщику, остальное отправляется в карман «благотворительного фонда». Иногда организация пополняет счет «подопечного».
Таким образом, если вы пожертвуете коробочнику 100 рублей, из этой суммы реальный ребенок получит 5–10 рублей — и это в лучшем случае.
«Нет ничего глупее, тупее и нелепее, чем жертвовать деньги таким способом. Запомните: ни один приличный фонд не собирает деньги на улице. Если вы думаете, что этим вы помогаете какому-то больному ребенку, спешу вас разочаровать: нет, никаким детям вы не помогаете, не утешайте себя. Вы помогаете мошенникам», — говорил 66.RU ранее директор фонда «Живи, малыш» Егор Бычков.
Жительница Новороссийска Светлана Юрченко в 2019 году публично обратилась к горожанам с просьбой не давать деньги на лечение ее сына. Мать ребенка-инвалида хотела «наказать мошенников» — она объяснила, что все собранные средства для Владислава коробочники оставляют себе.
Другая подобная история произошла в Екатеринбурге — подростки на Плотинке предлагали прохожим купить белые браслеты. Вырученные деньги они якобы отправляли на ремонт детского приюта «Каравелла» на Московском тракте, 8-й км, д. 8. Подростки работали от благотворительной организации «Опора». Выяснилось, что четверть собранных средств отправлялась лжеволонтерам, еще столько же фонду. Представители приюта «Каравелла» заявили, что никого о сборе средств не просили.
Во-первых, помните, что настоящие благотворительные фонды не собирают пожертвования деньгами на улицах или на личные счета — переводы происходят только на расчетный счет.
Во-вторых, если вы видите волонтера с прозрачной коробкой, вызовите полицию и сообщите о возможном мошенничестве. Это рекомендация Егора Бычкова. Помните, что сбор пожертвований в общественном транспорте и на улице в апреле 2020 года официально запретили депутаты Госдумы.
В-третьих, не стоит класть деньги и в боксы для сбора пожертвований, на которых нет пломбы и контактной информации благотворительного фонда. «Приличные фонды собирают деньги в ящики-накопители только в стационарных точках, составляя акт инкассации в присутствии представителя организации, все деньги до копейки кладутся на расчётный счет фонда. Ящики опечатаны, на их установку мы заключаем договоры», — говорил директор фонда «Живи, малыш».
Фото: 66.ru |
---|
Есть несколько вариантов, как помогать так, чтобы ваши деньги уходили нуждающимся, а не мошенникам. Самый простой — оформить пожертвование на сайтах известных фондов. Это может быть как единоразовая помощь одному из подопечных, так и спонсирование проектов или деятельности всего фонда. Выбрать фонд можно в специальном разделе «Русфонд. Навигатор», где собрана информация о деятельности 545 российских НКО. В топ-5 тех, кто потратил больше всего средств на помощь больным детям входят (данные по отчетам за 2020 год):
Второй вариант — оказывать помощь больницам, где лечат тяжелобольных детей или взрослых. При этом она не обязательно должна быть денежной. Например, в Екатеринбурге работают волонтеры, которые помогают пациентам онкологического центра: отправляют им гигиенические средства и покупают игрушки. Это сообщество — не фонд, а группа добровольцев. Вот ссылка.
Стать волонтером в больнице можно с помощью православной службы «Милосердие», часть добровольцев в которой работают с пациентами в домах ребенка или престарелыми людьми. Можно предложить помощь ОДКБ № 1, где лежат больные дети, Екатеринбургскому детскому дому-интернату для детей-инвалидов или выездной службе детского хосписа, который работает вместе с Фондом Ройзмана. Стоит помнить, что во время пандемии посещение медучреждений посторонним запрещено.
Третий путь: жертвовать конкретным людям. Не стоит доверять страницам помощи в социальных сетях — нередки случаи, когда мошенники создают страницу под видом родителей конкретного ребенка. Связаться с нуждающимися семьями можно через больницы, где занимаются лечением детей — например, «Бонум» — или через органы соцзащиты. Можно позвонить напрямую в любую школу, детский дом или интернат и спросить, нуждаются ли там в волонтерской помощи. Вот подробная инструкция, как это правильно делать.
Также с помощью сотрудников больниц и соцучреждений можно взять под патронаж определенного ребенка или нуждающуюся семью. Однако передать вам контакты сотрудники вправе только с согласия законных представителей ребенка.