Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как убийца Николай Романов в обход церковных канонов стал схиигуменом Сергием. Три версии

29 июля 2020, 16:26
Как убийца Николай Романов в обход церковных канонов стал схиигуменом Сергием. Три версии
Фото: пресс-служба Екатеринбургской епархии
В декабре 2001-го, через четыре года после условно-досрочного освобождения, Николай Романов — тогда уже иеродиакон Сергий — был рукоположен в священники. Новый сан менял не только приставку перед именем, но и давал Сергию право контролировать жизни окружающих с позиции пастыря. Рукоположению не помешало то, что в прошлом Сергий убил двух человек — одного случайно, другого намеренно. При том, что внутренние правила Церкви гласят, что священниками не могут становиться инвалиды, убийцы, женщины, мужчины с запятнанной репутацией. Версии отца Сергия и митрополита Кирилла о том, почему общепринятые правила в данном случае не сработали, кардинально отличаются друг от друга. И в каждой из них есть белые пятна.

1. Скрыл убийства

Биография Николая Романова широко известна. Он родился в Нижегородской — тогда Горьковской — области, окончил милицейское училище и поступил на службу по профилю. После нескольких лет работы Николая уволили из-за ДТП, в котором он насмерть сбил пешехода. Бывший милиционер стал работать в магазине и попался на краже. Во время расследования уголовного дела он признался в разбойном нападении и убийстве. Вместе с приятелями Романов забил и утопил незнакомого им человека, чтобы ограбить его.

По совокупности преступлений он был приговорен к 13 годам колонии. Приговор огласили 26 ноября 1986 года. В 1997 году — за пару лет раньше положенного срока — Николай Романов вышел по УДО. К тому моменту бывший милиционер воцерковился и решил связать свою жизнь со служением Богу. Его приняли в число трудников Алапаевского мужского монастыря, а затем перевели на Ганину Яму.

Карьера Сергия была стремительной — за несколько лет из трудника, человека, который бесплатно работает в монастыре, не является иноком или монахом, он возглавил мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев в декабре 2000 года. Еще через год архиепископ Викентий рукоположил бывшего убийцу в священники.

В Екатеринбургской епархии утверждают, что это произошло по ошибке. В епархии якобы не знали об уголовном прошлом Сергия. «Совершенное вами преступление в автобиографии при принятии сана вы зашифровали фразой: «1984–1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13 по специальности электрика». Я думаю, всем очевидна ваша изворотливость и лукавство при формулировке неудобного факта вашей биографии», — написал в открытом письме митрополит Екатеринбургский Кирилл.

В том же письме, однако, митрополит оговаривается, что Церковь на самом деле сделала одолжение Сергию: «Церковь проявила к вам снисхождение, закрывая глаза на канонические препятствия к хиротонии, которые делали принятие Вами священнического сана абсолютно невозможным». Профессор и сектовед Александр Дворкин считает, что епархия знала о преступлении по крайней мере последние несколько лет, но не предпринимала каких-либо попыток извергнуть Романова из сана. Хотя должна была.

2. Благословлен патриархом

Сам Сергий утверждает, что неформальное благословение на его возведение в сан дал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, когда посещал монастырь на Ганиной Яме. Патриарх якобы был в курсе уголовного прошлого схиигумена, потому что тот писал ему с просьбой освятить храм в ИК-13, где отбывал наказание.

В течение года после визита патриарха Сергий якобы не соглашался принять сан священника, потому что почитал себя недостойным этого, хотя архиепископ Викентий настаивал на рукоположении. Все изменилось, когда монах съездил к архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру. Тот якобы благословил его быть священником. Вот как рассказывает об этом Сергий.

Однако патриарх Алексий II вряд ли благословлял убийцу на священство. В 2004 году, во время доклада на Архиерейском соборе, он особенно подчеркнул, что осужденные не имеют права становиться иереями даже после длительного раскаяния.

«Считаю важным напомнить о недопустимости посвящения бывших заключенных в священный сан. Проявляя к ним милосердие, мы не должны нарушать каноны Церкви, согласно которым человек не может входить в клир, не имея доброго свидетельства от внешних [ссылка на первое послание апостола Павла к Тимофею]. Это может быть совершено лишь в том случае, если полная невиновность человека доказана в судебном порядке», — подчеркнул Святейший.

Андрей Кабанов, который присутствовал при постриге Сергия (Романова), полагает, что патриарх не знал о судимости будущего священника. «Сергий занимался строительством храмов в монастыре на Ганиной Яме. Когда патриарх приехал на освящение одного из них, я считаю, он спросил, почему монаха, который строит, не в сане [священника и что его], надо рукополагать. Но Святейший не знал о преступлениях», — заявил Кабанов.

3. Глубоко раскаялся

Есть и другая версия — все всё знали. В пользу нее говорит комментарий протоиерея Максима Миняйло. В декабре 2001 года он служил в главном храме епархии — Свято-Троицком кафедральном соборе, где регулярно проходят архиерейские службы, то есть был знаком с тогдашним руководителем епархии Викентием (Морарем). Сейчас Миняйло руководит епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Раскаяние Николая Романова сыграло главную роль в решении о его рукоположении, высказался священник в интервью Ксении Собчак. «Я понимаю, почему было принято решение о рукоположении этого человека. Я и многие другие являемся свидетелями его покаяния. Оно было настолько сильным, что запомнилось [всем]. Сегодняшнего отца Сергия, который выступает с такими довольно агрессивными проповедями, <…> мы не узнаем. Мы помним его покаяние и любовь к людям», — заявил протоиерей Максим Миняйло. Он подчеркнул, что это индивидуальный случай.