Президент Владимир Путин объявил об окончании с 12 мая периода нерабочих дней, который длился шесть недель, — в этот же день Россия вышла на второе место в мире по уровню заражения коронавирусом. После обращения главы государства губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев начал смягчение мер самоизоляции. Горожанам разрешили гулять вдвоем и заниматься спортом, но никто не отменял масочный режим и прочие запреты. С 19 мая начнут работать магазины, рестораны и торговые центры с новым правилом — не менее 10 квадратных метров на человека.
Сенатор и первый избранный народом мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий поддерживал решения губернатора, когда тот решил ужесточить меры изоляции. Мы поговорили с первым главой города о том, зачем смягчать меры изоляции, когда количество заболевших не падает.
— Свердловская область до сих пор в топ-10 регионов России по заболеваемости, не рано ли губернатору объявлять об ослаблении режима самоизоляции?
— Я думаю, что прежде чем принимать такое решение, губернатор проанализировал все данные и понял уровень ответственности, который возникает в этом случае. Сомневаюсь, что послабление режима изоляции введено без учета особенностей протекания болезни у заразившихся в нашем регионе. Главными факторами стали состояние системы здравоохранения, готовность этой системы принимать необходимое количество больных и навыки по защите от вируса, которые приобретаются гражданами.
— Все ли меры, предложенные губернатором, вы одобряете?
— Там есть некоторые вещи, которые нужно более подробно расписать, чтобы люди не задавали странных вопросов. Я видел комментарии вроде «А почему написали, что гулять можно по двое? А если я хочу один погулять?». Ну, гуляй один, что тут спрашивать. Включите голову, описать все жизненные случаи сложно. Если семья выходит на прогулку в составе: муж, жена и двое детей, которые все время находятся в одной квартире, то понятно, что никаких претензий к ним не будет.
Основная идея, которая должна будет реализовываться, — это ответственность самих граждан. Те, кто боится заразиться и понимает опасность распространения, должны сами принять меры, в первую очередь, чтобы не подхватить заразу.
Ситуация по распространению изучена, стало понятно, какими способами можно защищаться, понятны категории граждан, которые находятся в зоне риска. Практика показала, что выполнение несложных мер — сохранение дистанции, а также использование масок и антисептиков — способно снизить опасность.
Фото: на Коваленко, 66.RU |
---|
— Правило 10 квадратных метров на человека в торговом центре кажется нереализуемым — горожане волей-неволей будут нарушать эту дистанцию.
— Нереализуемо — это неправильное слово. Вопрос в том, захотят или не захотят реализовать это. Мы видели практику западных стран, когда расчерчивают тротуар с дистанцией 1,5 метра и люди движутся строго по этим линиям, соблюдая безопасное расстояние. На входе в торговые помещения стоит проверяющий, который фиксирует, сколько человек внутри, чтобы не было переполнения. До тех пор, пока они не выйдут, следующую группу людей не пускают.
Все это можно реализовать, ничего из ряда вон выходящего тут нет. Нужно просто проникнуться важностью этих мер.
— Идея безопасности, о которой вы говорили ранее, поселилась в умах горожан за эти два месяца дома?
— У людей, которые входят в группу риска, я думаю, поселилась. Но, к сожалению, она не во всех головах. Молодые люди уже понимают, что даже если заболеют, то перенесут вирус, как правило, в легкой форме, и не всегда проникаются мыслью, что несут полную ответственность за тех, кто рядом. И граждане в группе риска должны думать о себе сами.
— Но ведь резкого спада заболеваемости нет?
— Меня в этой ситуации больше беспокоит, чтобы не было тяжелых случаев. Легкая форма представляет опасность в основном с точки зрения распространения заражения. Здоровыми людьми она переносится примерно так же, как любой другой грипп. Сейчас важно не допустить ситуации, когда за счет обилия заболевших не хватает мощностей медицинских учреждений, врачей или аппаратов ИВЛ. Помощь должна быть оказана каждому.
Думаю, за те полтора месяца, что прошли с момента объявления первых нерабочих дней, областная система здравоохранения обрела достаточную силу, чтобы гарантировать помощь и не повторить итальянской ситуации. Произошел колоссальный сдвиг нашего здравоохранения для лечения коронавируса.
Те решения, которые принимались, чтобы затормозить развитие болезни, оправдались.