Косья — небольшая деревня в окрестностях города Качканар. До революции и в советские годы Косья была известна золотыми приисками. Сейчас это ближайший населенный пункт к буддийскому храму «Шедруб Линг», построенному на горе Качканар. На сайте обители даже нарисовали маршрут для паломников через Косью — где купить продукты, по каким улицам проехать и где оставить машину.
Каждые выходные и праздники в Косье, где живет около 300 человек, начинается столпотворение. Туристы из Перми, Тюмени, Екатеринбурга и других городов едут в короткое двухдневное путешествие к единственной буддийской обители на Урале. Они заезжают в Косью, покупают продукты, оставляют машину и начинают восхождение.
![]() Фото: Instagram @mora_renovaro, предоставлено 66.RU |
---|
Путь к монастырю из Косьи называют самым живописным, потому что с него открывается вид на гору, и самым коротким — на 2 км меньше, чем со стороны КПП Западного карьера. |
«Жители уже ревут: каждые выходные приезжает столько личного транспорта, «Газелей», автобусов, — рассказывает местный житель Роман Деянов (имя изменено). — Всю землю возле домов измесили колесами. Шум, гам». Несладко приходится жителям района Косьи в предгорьях Качканара. Несмотря на то, что буддисты предназначили под стоянку бесхозный участок земли, паломники оставляют личный транспорт у заборов или перед домами местных.
Роман Деянов, житель Косьи:
— Однажды зимой мой сосед ждал брата из Свердловска. Расчистил под машину место возле своего дома, чтобы тот припарковался. А приехали паломники и поставили автомобиль на чистый двор. Сосед объяснил: «Я почистил снег для брата». Ну, сыр-бор, они взяли и побили соседа.
Летом косьинцы собирают ягоды и грибы, но в район тропы, по которой туристы поднимаются к храму, теперь путь заказан. «В лес зайти по грибы нельзя, потому что там все фекалиями изгажено», — говорит Деянов.
Его слова частично подтверждает и директор местной школы. Евгений Копайгородский говорит, что по выходным машин действительно много и обилие транспорта мешает местным жителям. По словам Копайгородского, каждый уикенд через Косью проезжают по 300–400 человек — то есть больше населения самого поселка. В то же время община буддистов дала брошенной территории вторую жизнь, считает педагог.
Евгений Копайгородский, учитель и директор школы в Косье:
— Приехали семьи — появились учащиеся младших классов, в детском саду появились воспитанники. Дети всегда ухоженные, учатся и ведут себя хорошо.
За последние годы в Косье поселилось около пяти семей, в каждой — по 2-3 ребенка. Женщины либо сидят дома, либо работают в школе и на почте, мужчины — ездят на вахту или трудятся в соседних городах. Благодаря новым ученикам теперь есть работа у учителей и воспитателей, говорит Копайгородский, а благодаря туристам — выручка у магазинов.
Жители не раз жаловались на отсутствие специальных парковок и туалетов в администрацию Нижней Туры, но за последние несколько лет проблему чиновники не решили. При этом в ближайшие годы поток туристов будет расти, в том числе благодаря помощи местной администрации.
![]() Фото: Instagram @mora_renovaro, предоставлено 66.RU |
---|
Неизвестная жителям других регионов община во время войны с промышленниками и чиновниками стала центром паломничества. |
В ноябре 2019 года община подписала трехстороннее соглашение с ГОКом «ЕВРАЗ» и вице-губернатором Сергеем Бидонько. Согласно документу, лама Тендзин Докшит и община получат 26 млн внебюджетных средств «для организации уставной деятельности в поселке Косья». Как рассказал 66.RU замглавы Нижнетуринской администрации по развитию сельских территорий Вячеслав Саракаев, буддисты планируют построить в Косье гостиницу для паломников, столовую, молельные помещения и запустить производство (чего именно, пока неизвестно).
25 марта в Косье пройдут публичные слушания о переводе участка в Косье из категории земель под ИЖС в зону общественно деловой застройки, рассказал Саракаев, — по большей части это формальность, потому что вопрос с выделением участка почти решен. После смены назначения земли состоится аукцион, который, возможно, выиграют буддисты. В результате они получат около восьми гектаров территории, где уже в 2020 году начнется строительство столовой.
Вячеслав Саракаев, замглавы Нижнетуринской администрации:
— Я пресекаю эти разговоры [против буддистов и туристов]. Я на следующей неделе поеду в Косью, я знаю, кто вам сообщил об этом, и с ним очень серьезно поговорю.
Экспансия буддистов в Косье продолжится — и власти это поддерживают. Чиновники, которые несколько лет безуспешно пытались выселить ламу с последователями с горы Качканар, теперь видят в буддистах не врагов, а союзников. А в ступах Будды, к которым едут туристы из соседних регионов, — своеобразное градообразующее предприятие.
«Вот приехал автобус, сорок человек, из Перми. Так он же здесь в магазин зашел, он же товарооборот увеличил. Это что, плохо для нас, что ли? Я не вижу в этом ничего плохого. Тем более, сейчас мы повышаем рейтинг Свердловской области, а рейтинг можно повысить туризмом», — объясняет Саракаев. О том, когда появится необходимая инфраструктура — парковки и уборные, — он рассказать не смог.
Даже после того как власти выполнят свою часть соглашения, статуи Будды сохранятся на горе, а паломничество к ним продолжится. Тропу, по которой поднимаются туристы, расчистят и расширят, лама Докшит и паломники смогут беспрепятственно подниматься на Качканар и совершать там обряды. Более того — до 2021 года на вершине горы продолжится строительство памятника пробужденному уму Будды. Однако жилые корпуса все же снесут.
![]() Фото: Instagram @mora_renovaro, предоставлено 66.RU |
---|
Жилые постройки с горы возможно перевезут в Косью. |
Снос и переезд общины, которыми власти несколько лет пугали буддистов, оказались расширением, а война чиновников против ламы Докшита — дополнительной рекламой. Не исключено, что в ближайшие десятилетия большинство косьинцев войдут в сангху. Наряду с гостиницей и столовой в поселке появится буддийский храм, конкуренции же с другими конфессиями не будет — ближайшая православная церковь находится в 40 км, а мечеть еще дальше.