Пожары на Уралмаше и Эльмаше начались 9 марта. За неделю в Орджоникидзевском районе сгорело пять домов. Во время одного из пожаров жители выпрыгивали из окон второго этажа, во всех случаях обошлось без погибших. Жители считают, что в пожарах виноваты застройщики, которые планируют осваивать территорию. Владельцы квартир начали сколачивать народные дружины, чтобы охранять пока еще целые дома.
После пожаров глава администрации района Роман Кравченко предложил пострадавшим временно переехать в жилье маневренного фонда, а полицейских попросил тщательнее патрулировать район. Недавно мы публично задали ему девять вопросов. На часть из них он ответил в ходе сегодняшнего брифинга после заседания думской комиссии по безопасности жизнедеятельности населения.
У нас пять домов, которые пострадали в результате пожаров. Из них только три дома входят в зону застройки. Я встречался с представителями и «Атомстройкомплекса», и «АСЦ Правобережный». Обе компании убеждают, что они, во-первых, не причастны к данным деяниям, во-вторых, по максимуму быстро расселят бараки. Сейчас остается договориться о конкретной компенсации — денежной или в виде жилья аналогичной площади.
Версии выдвигают следственные органы. Если говорить о моем житейском опыте, то не так давно были поджоги счетчиков в щитовых. Задержали человека, оказалось, что это месть управляющей компании. Несколько лет назад горели веранды в садиках. Их поджигал пироман случайным образом. Можно рассматривать от фактора дурака до продуманной акции. А чья это акция? Нужно смотреть, кому это может быть выгодно.
Более 30% аварийного жилья находится в Орджоникидзевском районе, из них 70% — на Эльмаше. Их необходимо расселять, но на это требуются десятки миллиардов рублей. В бюджете таких средств нет.
Те дома, которые не входят в зону застройки, мы с помощью управляющих компаний будем ремонтировать, чтобы жильцы хоть какое-то время могли в них проживать. Дальше будет решаться вопрос о признании этих домов аварийными и о расселении за счет муниципалитета.
Часть жильцов уже давно не живут в домах. Они непригодны для проживания. Например, в доме на 40 лет Октября, 31 (он признан аварийным) зарегистрирован всего один человек. Сейчас застройщик с ним пытается решить вопрос. Другие дома полностью заселены. После пожара кто-то оказался у родственников, кто-то вернулся в свои квартиры (в доме на Шефской жилье практически не пострадало). Люди отказались от маневренного фонда. Надо понимать, что он находится в таких же двухэтажных зданиях.
Человек, которого задержали, судя по всему, не причастен к поджогам. По сведениям, которыми я располагаю, это абсолютно случайная ситуация.