Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Электронные террористы атаковали российские самолеты. И никто не может их поймать

4 марта 2020, 15:49
Телефонные и e-mail-террористы рассылают сообщения и письма из-за границы. ФСБ регулярно отчитывается о том, что нашла источник рассылки, и добивается блокировки ресурсов. Но это не решает проблему.

3 марта сразу два российских лайнера вынуждены были совершить экстренные посадки из-за сообщений о минировании. Airbus A330 «Аэрофлота», следовавший из Владивостока в Москву, вынужденно сел в Хабаровске, на борту находились 167 пассажиров и 14 членов экипажа. Затем лайнер S7, выполнявший рейс Новосибирск — Москва, приземлился в аэропорту Перми. В пресс-службе авиакомпании сообщили, что в контактный центр S7 поступило анонимное сообщение о минировании. На борту было 114 пассажиров.

Последняя волна лжеминирований по электронной почте, начавшаяся в конце 2019 года, затрагивала только наземные объекты — аэропорты, метро, торговые центры, школы, детские сады. Сообщения о бомбах в самолетах добавляют новые риски, связанные с незапланированными посадками и эвакуацией людей. Помимо этого потери несут как авиакомпании, так и наземные службы.

Сколько авиакомпании теряют из-за лжетеррористов

Стоимость экстренной посадки самолета из-за звонка лжеминера может достигать 1,5 млн рублей. Она зависит от размера судна и места приземления — в каждом аэропорту свои расценки на обслуживание, заправку самолета, услуги диспетчеров, предполетную проверку. Кроме того, авиакомпания вынуждена обеспечивать пассажиров едой и напитками, а иногда и отелями, задействовать другой самолет для их перевозки.

«Все это, конечно, обходится в десятки, а может быть, и сотни тысяч рублей. Есть еще проблема с дозаправкой воздушного судна. И второе — это эвакуация пассажиров, потом их нужно обратно завести в воздушное судно. Что бы ни случилось, посадка воздушного судна все равно оплачивается», — рассказал BFM генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.

Сколько Россия теряет из-за лжетеррористов

Первая волна лжеминирований посредством звонков и рассылки электронных писем прокатилась в сентябре-октябре 2017-го. Некоторые города подверглись атаке по два раза и более. Всего осенью 2017 года в стране из-за информации о минировании объектов эвакуировали более 500 тыс. человек из торговых центров, административных зданий, вокзалов и аэропортов. Ни одно сообщение о заложенных взрывных устройствах не подтвердилось. Предприятия понесли огромные убытки: ущерб от ложных звонков составил более 1 млрд рублей.

Кто минирует самолеты, метро и школы

В 2017 году глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что «подавляющее большинство подобных звонков производится из зарубежных стран посредством интернет-телефонии, компьютерных программ — спам-ботов». И силовики ищут лжетеррористов.

В феврале 2018 года спецслужбы и власти вынесли вердикт: звонки о лжеминировании, которые практически парализовывали то один, то другой город России, назвали обычным хулиганством.

В конце декабря 2019 года Роскомнадзор просил суд заблокировать два почтовых сервиса, которые могли также вызвать интерес ФСБ из-за ложных сообщений о минировании. Это Mailbox и Scryptmail.

В январе 2020 года ФСБ заявила, что вычислила зарубежный сервис, с которого поступали сообщения о минировании, — нидерландский сервис Startmail.com.

Руководитель ГУ МВД по Свердловской области Александр Мешков считает, что лжеминированием занимаются «партнеры», которые завидуют достижениям страны. А 90% звонков поступает из-за границы.

Как наказывают лжеминеров в России

Итогом первой волны лжеминирований стало ужесточение наказания за телефонный терроризм: оно вступило в силу в 2018-м. В новом законе максимальный срок тюремного заключения за ложный звонок о заложенной бомбе увеличили с 5 до 10 лет. Закон предусматривает четыре ступени наказания в зависимости от тяжести последствий «минирования». При этом с лишением свободы связаны три из них. В частности, тюремное заключение грозит за «минирование» объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и так далее) или причинение ущерба на сумму свыше миллиона рублей — для таких нарушителей предусмотрено от трех до пяти лет тюрьмы или штраф в размере от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

В октябре 2019 года стало известно, что ФСБ готова блокировать связь со странами на полгода для борьбы с телефонными террористами. Для проработки вопроса была создана межведомственная рабочая группа, которая выступила с предложением обязать операторов блокировать по требованию ФСБ трафик из определенной страны. Срок такой приостановки может достигать 180 дней.