Уголовное дело в отношении организации «Сеть» возбудили в 2017 году. Антифашистов и анархистов из Пензы и Санкт-Петербурга обвинили в попытке свергнуть режим посредством взрывов и вооруженного мятежа во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу.
Спустя три года, 10 февраля 2020-го, Приволжский окружной военный суд вынес приговоры участникам организации: Дмитрия Пчелинцева приговорили к 18 годам колонии, Илью Шакурского — к 16 годам, Андрея Чернова — к 14 годам, Максима Иванкина — к 13 годам, Михаила Кулькова — к 10 годам, Василия Куксова — к 9 годам, Армана Сангынбаева приговорили к 6 годам в колонии. Такие сроки они получили по статьям об организации или участии в террористическом сообществе (ст. 205.4 УК РФ), за незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ) и за покушение на сбыт наркотиков (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ).
«Недостаточно доказательств»: аргументы в поддержку осужденных
Сторонники той позиции, что участники «Сети» пострадали от пыток и не совершали преступных действий, считают, что в деле нет убедительных доказательств вины фигурантов.
- Фигуранты дела настаивают, что организации «Сеть» не существовало. Обвиняемые заявляют, что нет доказательств существования такой организации, кроме показаний Ильи Шишкина, который сотрудничал со следствием. Именно он рассказал следователям о «Сети» и ее внутренней структуре. За это Шишкину уменьшили срок до 3,5 лет колонии.
- До возбуждения уголовного дела подсудимые не были знакомы друг с другом. Знакомы были только Пчелинцев с Шакурским. Но и они не общались с 2015 года.
- В материалах дела нет указаний на приготовления к террористической атаке с конкретными целями и четких формулировок времени, места, способа, мотива, характера и масштаба совершенного преступления. В деле буквально прописывается: «В неустановленном месте в неустановленное время при неустановленных следствием обстоятельствах, совместно с неустановленными лицами, руководствуясь анархической идеологией, планировали спланировать».
- «Полевые выходы», которые, по мнению следствия, являлись отработкой боевых действий, были игрой в страйкбол. Оружие, которое нашли при обысках, обвиняемые называют подброшенным.
- В период следствия их подвергали пыткам током и избиениям. Об этом заявили сами фигуранты, в том числе глава организации, согласно обвинению, — Дмитрий Пчелинцев: так их заставляли подписывать признательные показания.
Первыми с заявлением в поддержку осужденных 12 февраля выступили российские ученые и научные журналисты. Они считают, что дело сфабриковано, а обвинение основывается на «крайне сомнительных доказательствах». «В отличие от тех выдуманных «терактов», которые якобы «планировали запланировать» осужденные, решение по «делу «Сети» и есть самый настоящий акт террора, который наносит жестокий удар по основам российской государственности», — пишут в своем письме ученые.
На следующий день появились открытые письма психологов и кинематографистов. В них заявляется: дело «Сети» показывает, что правоохранительные органы стали «реальной угрозой гражданам России». Позже подобные письма опубликовали студенты и аспиранты вузов, учителя, преподаватели и педагоги, представители российского анимационного сообщества, книготорговцы, театральные критики и специалисты IT-индустрии. Кроме того, 15 февраля Лев Пономарев, Валерий Борщев и Светлана Ганнушкина опубликовали на сайте Московской Хельсинкской группы обращение правозащитников к Путину, в котором потребовали расследовать применение пыток к фигурантам дела «Сети».
На сегодняшний день суммарно под письмами поставили подписи около 5 тыс. человек.
«Мягкий приговор для террористов»: аргументы в поддержку суда
Бывший член Общественной палаты Свердловской области и блогер Сергей Колясников в своих постах на Facebook высказывает мнение, что дело «Сети» — это дело террористической группы, членам которой вынесли мягкое наказание.
Его позиция основана на доказательствах прокуратуры Пензенской области, которыми она поделилась с RT.
- У фигурантов нашли много огнестрельного оружия и взрывных устройств. «Два пистолета ПМ с патронами, гранаты Ф-1 и взрыватели к ним, самодельное взрывное устройство (СВУ) электрического типа осколочно-фугасного действия с корпусом из огнетушителя, внутри которого находились взрывчатые вещества и имелся самодельный воспламенитель», — сообщают в прокуратуре.
- С мая 2015-го по октябрь 2017 года они обучались стрельбе, изготовлению взрывчатки и зажигательных смесей и тактическому перемещению. Тренировки проводили в заброшенных лагерях и на базах отдыха в лесах.
- Во время тренировок и полевых выходов участники скрывали лица масками и обращались друг к другу по кличкам. Также они использовали специально разработанные зашифрованные слова и фразы.
- Следствие доказало, что Кульков, Иванкин и Чернов пытались в интернете продавать наркотики в крупном размере.
«В любой другой стране они получили бы пожизненное. Но Россия продолжает миндальничать и заигрывать с теми, кого надо изолировать раз и навсегда», — заключает Колясников.
Также позицию суда поддержали журналисты Олег Лурье и Владимир Соловьев. Они назвали видеозапись из камеры Дмитрия Пчелинцева, на которой зафиксирована попытка самоубийства, доказательством фальсификации следов пыток, а это — «обычная история для СИЗО».
*«Сеть» признана в России террористической организацией и запрещена.