В сентябре сенатор от Свердловской области Аркадий Чернецкий раскритиковал правительство за то, что без внимания остаются транспортные проблемы крупных городов, а новые станции появляются только в Москве или Санкт-Петербурге. Он предложил восстановить программу софинансирования из федерального бюджета и напомнил, что деньги находили даже в 90-е годы, «когда с бюджетом все было очень плохо».
— Вопрос строительства второй ветки метро снова на повестке после пресс-конференции Владимира Путина. Как думаете, его положительная реакция поможет сдвинуть дело с мертвой точки?
— Хотелось бы надеяться, что да. Президент в положительном ключе отреагировал на вопрос о строительстве. Хотя он не говорил ничего конкретного, но тональность ответа была положительной. Нужно совместно работать федеральным и региональным органам власти. Такая тональность [ответа президента] должна стать сигналом для чиновников, которые формируют планы капитального строительства.
Естественно, финансирование будут осуществлять совместно — из федерального, регионального и городского бюджетов. Но без федеральной поддержки столь долгое и дорогостояще строительство невозможно ни в одном городе страны.
— В сентябре вы поднимали вопрос развития программы строительства метрополитена в регионах. Ваше предложение оказывать поддержку из федерального бюджета внесли в протокол заседания. По этому поводу есть новости?
— Сейчас по этому вопросу идет переписка. Я пытаюсь добиться от Министерства экономического развития, чтобы они не юлили и дали однозначный ответ по этому поводу. Они занимают позицию внимания и одобрения, но ничего конкретного не говорят. Как только получу ответ, сразу об этом сообщу.
— Недавно подняли оплату за проезд, и пассажиропоток метрополитена упал. Вторая ветка как-то поможет решить проблему с тарифами и пассажирским трафиком?
— Я бы не стал связывать падение пассажиропотока с повышением стоимости проезда. Метро — настолько выгодное и удобное средство передвижения, что от незначительного повышения стоимости люди не прекратят им пользоваться. Небольшое падение трафика связано с тем, что последние десять лет Екатеринбург вводил по миллиону квадратных метров жилья. Его строили не только по направлению ветки метро, но в отдаленных районах города, куда метро не ходит.
Люди, которые раньше жили в центральных районах и на оси ветки метро, стали уезжать в те районы, и метро стало для них неудобно. Десять миллионов квадратных метров жилья — треть или четверть жилого фонда Екатеринбурга. Население города при этом не выросло за это время на 25–30%. То есть произошло разряжение пространства, которое обслуживает метро. Удивительно, но это — совершенно естественное — падение для Екатеринбурга небольшое, каким могло быть.
Поэтому, когда построят вторую ветку, пассажиропоток не только вернется, но и станет значительно больше, чем сейчас.
— Есть готовые схемы второй и третьей ветки метро, но они устарели. Как их нужно скорректировать?
— Восточный край второй ветки, который идет в район Синих Камней, нужно сохранять. Западную же часть ветки, на мой взгляд, стоит смещать в сторону юга. С точки зрения формирования пассажиропотока, с точки зрения обслуживания районов, где уже проживает большое количество людей.
— Если федерация окажет поддержку, сколько времени потребуется на строительство? С учетом корректировок, планирования и изысканий?
— Строительство метро при технологиях, которые существуют, все еще зависит от бюджета. Сколько выделят денег — столько будет строиться. Можно строить одну станцию, можно — несколько, можно начинать проходки с разных сторон. Все зависит от выделенных средств. По практике, скажем, Москвы, могу сказать, что метро при хорошем финансировании можно строить достаточно быстро. По крайней мере, на десятилетие не растягивать.