Объявление приговора Егору Жукову началось в 10:00 по московскому времени в Кунцевском суде. Прямую трансляцию RT можно посмотреть здесь:
Молодого человека арестовали 2 августа за участие в массовых беспорядках во время несанкционированной акции в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму 27 июля. Сначала его обвиняли в «массовых беспорядках», но позднее дело переквалифицировали на публичные призывы к экстремизму и поместили под домашний арест.
Суть обвинения
Егор Жуков — студент четвертого курса факультета социальных наук Высшей школы экономики и видеоблогер. Он обвиняется в публичных призывах к экстремистской деятельности с использованием интернета (ч. 2 ст. 280 УК РФ). Представитель прокуратуры попросил суд приговорить его к четырем годам колонии общего режима.
Два года назад Жуков завел канал на YouTube, который на сегодня собрал около 150 тыс. подписчиков. Претензии силовиков касаются четырех видеороликов, опубликованных в 2017 году. По данным «Медиазоны», недовольство прокуратуры вызвали ролики «Митинг 7 октября, или Как сливают протест», «Бойкот выборов — это лишь начало», «Мирная революция возможна (доказательства)» и «Митинги? Что дальше?». В роликах Жуков рассказывал о протестах в России и «о мирном ненасильственном гражданском сопротивлении».
Эксперты нашли в роликах призывы к «насильственному захвату власти и вооруженному мятежу».
Росфинмониторинг внес Жукова в перечень физических лиц, «в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».
Кто заступился?
Уголовное дело Егора Жукова вызвало общественный резонанс. За студента ВШЭ лично поручились более 600 человек, в том числе сотрудники вуза.
На днях рэпер Оксимирон опубликовал видеообращение, в котором призвал прийти на заседание суда. «Реально важно показать, что нас много, независимо от взглядов и вкусов. Отдельно приглашаю всех известных людей, подписанных на меня, и не только, — ваше присутствие увеличит резонанс, а это очень важно», — написал музыкант.
Накануне вынесения приговора журналист Юрий Дудь публично высказал точку зрения, что решение суда по делу Жукова станет своеобразным сигналом власти молодым гражданам страны. «Ты можешь не иметь никакого отношения к политике, ты можешь быть абсолютным умницей в своем ремесле, но стоит тебе на полшага выбиться из толпы, проявить себя лидером и громче собственной кухни усомниться в том, что в России все ******* (хорошо, — прим. 66.RU) — и ты даже не представляешь, как больно споткнешься», — предостерег он своих подписчиков в Facebook.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в свою очередь предостерег общественность от раскрутки Егора Жукова как «политической звезды»… Егор Жуков — еще очень молодой человек, его амбиции явно превосходят его знания, так часто бывает», — заявил Кузьминов. Он подчеркнул, что университет не поддерживает ни политическую активность своего студента, ни «стремление сделать из него символическую фигуру».
Последнее слово
Егор Жуков свою вину не признает. Выступая перед судом с последним словом, студент констатировал, что государство позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей, но при этом «мы стали нацией, разучившейся брать на себя ответственность; мы стали нацией, разучившейся любить».
Егор Жуков, обвиняемый студент ВШЭ:
— Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером. Все деньги сконцентрированы сверху и их оттуда никто не отдаст. Снизу же, без преувеличения, осталась лишь безысходность. Понимая, что рассчитывать им не на что, понимая, что как бы они ни старались, ни себе, ни своей семье они принести счастья не смогут, русские мужчины либо вымещают всю свою злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются. Россия первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на 100 тысяч человек. В результате треть всех семей в России — это матери одиночки с детьми. Это мы так, хочется спросить, традиционный институт семьи защищаем?
В финале выступления Жуков заявил, что если суд признает его преступником, то он постарается радоваться тому, что ему выпал шанс «пройти испытания во имя близких ему ценностей». «Чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону», — заявил он суду.