Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Неудобно и зрителям, и артистам: в филармонии объяснили, зачем им новый концертный зал

27 ноября 2019, 19:24
Там рассказали, с каким сложностями сталкиваются при организации концертов в историческом зале.

О планах строительства нового зала филармонии стало известно в 2018 году. Стоимость проекта оценивают в миллиарды рублей. Перед началом стройки потребуется снести сталинку на Карла Либкнехта, 40. Последнюю квартиру выкупили в ноябре, многие жильцы дома и другие горожане были недовольны планами по строительству нового зала.

В распоряжении 66.RU оказалась подготовленная работниками филармонии справка, в которой объясняется, зачем Екатеринбургу необходим новый зал. В ней указано пять причин.

Причина № 1. Маленькая сцена в большом зале

Размеры сцены не позволяют представлять масштабные театральные постановки и кантатно-ораториальные полотна, объединяющие несколько хоровых коллективов. К примеру, 29 ноября на открытии фестиваля «Евразия» планируется премьера оратории Хенце «Плот «Медузы». Из-за тесноты пришлось отказаться от театрализации, заложенной в авторский замысел, — на сцене нет свободного места для перемещения артистов хоровых коллективов.

На закрытии фестиваля, 6 декабря, на время репетиций и исполнения «Турангалила-симфонии» Оливье Мессиана придется убирать места партера и надстраивать сцену. При этом накануне вечером зрительские кресла и геометрия сцены должны быть в изначальном состоянии.

Причина № 2. Неудобная инфраструктура

Постановочные службы испытывают большие сложности при проведении крупных концертных проектов. К примеру, 5 декабря в Свердловской филармонии будет выступать Российский национальный оркестр, солировать с которым будет легендарный Михаил Плетнев. Коллектив возит на гастроли свои музыкальные инструменты. «Исторический зал не адаптирован для быстрой разгрузки и загрузки реквизита и музыкальных инструментов, отсутствуют лифтовые подъемники, которые бы позволили перемещать транспортировочные кофры на уровень сцены, все операции совершаются вручную по узким лестничным пролетам. Особую сложность представляет разгрузка и погрузка рояля», — говорится в документе. Рояль приходится вручную заносить через центральный вход, поднимать на второй этаж по парадной лестнице и через зрительный зал и поднимать на сцену, на высоту 1,5 метра.

Зал не приспособлен под размещение «живых» проекций, которые сопровождают запланированное на 4 декабря выступление фортепианного дуэта «GrauSchumacher Piano Duo». Для проведения технических репетиций и подготовки к этому концерту пришлось отменить дневную оркестровую репетицию.

Установленный в зале орган-гигант чувствителен к вибрациям и колебаниям сцены, поэтому приходится отказываться от полномасштабные духовых оркестров, коллективов с народной и современной хореографией, этномузыки в сопровождении танцоров.

Причина № 3. В зале чаще репетируют, чем выступают

Значительное время филармония используется не как концертная площадка, а как база для репетиций — они проходят как на сцене Большого зала, так и в репетиционном корпусе в несколько смен. Из-за плотного графика репетиций филармония работает без выходных. Сложнее всего приходится приезжим органистам: они вынуждены репетировать поздно вечером накануне выступления, а настраивать орган уже ночью.

При этом есть пожилые слушатели, которые хотели бы приходить на концерты днем, но там в это время идут репетиции.

Причина № 4. Тесный и неудобный зрительный зал

Очень часто концертный зал филармонии на 680 мест не может вместить всех желающих. Из-за этого расходы распределяются на небольшое количество мест, и, как следствие, цены на билеты растут. При этом аншлаги случаются часто. «В зале большей вместимости стоимость билетов будет ниже, что позволит большему количеству слушателей посещать концерты, а настоящим меломанам ходить в концертный зал чаще», — объясняют в филармонии.

Также зал не очень удобен для просмотра концертных программ. В нем хорошо звучит и оркестр, и камерные концертные программы, и вокал. Но иногда слушателям важно не только слышать музыку, но и видеть исполнителей и действо, которое происходит на сцене. «Для настоящих ценителей важно также видеть, например, руки солирующего пианиста, поэтому на фортепианные концерты в первую очередь выкупаются билеты на места слева от сцены», — отметили в филармонии. Сейчас зал достаточно «плоский», поэтому удобен только для зрителей в первых рядах.В новом зале, дизайн которого будет выполнен по принципу «виноградная гроздь», такой проблемы не будет.

Причина № 5. Филармония некомфортна для зрителей и артистов

Зрителям негде парковаться. Кроме того, многие жалуются, что буфет расположен далеко от зрительного зала, и они не успевают посетить его в антракте. Фойе и вестибюль невелики по размерам. Поскольку зал — памятник архитектуры, нелегко встроить в здание лифт, который бы значительно облегчил посещение филармонии для слушателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким будет холл в новом зале Свердловской филармонии

Артисты жалуются на то, что сцена концертного зала не предполагает накопителей, где исполнители могли бы с комфортом ожидать выхода на сцену.