Еще в 2013 году православная журналистка Раиса Ильина направила свердловскому прокурору и главе ГУВД области обращение. В письме женщина просила силовиков провести проверку сведений, ставших ей известными. Пропадают люди, которые «уверовали в некую миссию Романова, его «старчество», писала журналистка.
Из обращения Раисы Ильиной:
— Мне известно, что Романов и его сообщники организовали несколько «тайных скитов», которые являлись и являются тайной даже для нынешнего митрополита. <…> В них, как правило, и содержатся люди, которых разыскивают родственники. <…> Романовым практикуется такой вид наказания: вывоз непослушных детей и подростков в т.н. «тайгу», за 40 км по водному пути от села Новоселово, на месяц-другой под «начало воспитателя, у которого есть «благословение» Романова — бить, и бить нещадно подростков. Сейчас, к примеру, один из таких «воспитателей-экзорцистов» спокойно пребывает в другом монастыре, уходя от уголовного преследования. И это только один пример.
Уточним: речь идет о скандально известном схиигумене Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» отце Сергие Романове. Схиигумен прославился как духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской, хоккеиста Павла Дацюка, вора в законе Тимура Свердловского и других медийных персон, а также как борец со СНИЛС, ИНН и масонами. По выходным отец Сергий изгоняет бесов из монахинь монастыря, а еще считается лидером движения царебожников — тех, кто поклоняется семье императора Николая Второго.
На поиски деревни
Судьбу обращения Ильиной выяснить так и не удалось. Судя по всему, хода оно не получило. Поэтому мы решили самостоятельно проверить достоверность этих сведений. В Свердловской области нашлась деревня Новоселово, упомянутая Ильиной. Поселение стоит на берегу Тавды в Таборинском районе. Добраться туда непросто: зимой по зимнику, а летом только по реке.
На поверку деревня оказалась вымершей. Сегодня здесь обосновались нефтяники — готовятся разрабатывать тавдинское месторождение. Следов отца Сергия в Новоселово не обнаружилось.
Дальнейшие поиски привели нас в деревню Новоселова, что в Махневском районе Свердловской области. Из Екатеринбурга путь сюда лежит через Алапаевск — значимое для Сергия место, ведь в окрестностях города действует монастырь Новомучеников Российских. Здесь начиналась церковная карьера Николая Романова — простого послушника, который только что освободился из нижнетагильской ИК-13. К тому же монастырь основали на месте убийства в 1918 году членов царской семьи Романовых — их старец Сергий почитает особо.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Храм мужского монастыря Новомучеников Российских. |
В скиту
Если ехать от Алапаевска 66 километров на север, приедете в поселок Махнево. Здесь заканчивается асфальт и начинается грунтовка, местами отсыпанная щебнем. Строить асфальтовую дорогу властям нужды нет. Друг друга сменяют полупустые, а порой и вымершие деревни. Последняя из них — Новоселова. Дальше только тайга.
Перепись свидетельствует, что в 2010 году в Новоселова жили 42 человека. Приехав сюда через 9 лет, мы готовились к удручающему зрелищу. Но уже издали увидели башенки храмов, что взметнулись над лесом, — некоторые еще в сетке строительных лесов, с почти завершенными куполами.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
В деревне полторы улицы. Среди старых, покосившихся домов стоят свежие симпатичные деревянные избы.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Улица условно делится по гендерному принципу. С одной, прибрежной, стороны строится деревянный храм пророка Илии — его возводят монахи, которые живут тут же.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Другая сторона — женская. Здесь расположились строения скита для монахинь Среднеуральского женского монастыря.
Сердце скита — храм во имя Святого Мученика Вонифатия. Считается, что мученик Вонифатий избавляет от алкоголизма и наркомании.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Храм Святого Вонифатия. |
Со строительства храма Вонифатия и началась экспансия представителей схиигумена Сергия в уральскую тайгу. Деревянную церковь построили в 2011 году. Очевидно, ни у кого тогда не возникло вопросов, зачем нужен храм в практически вымершем селе.
Каждый, кого мы увидели в Новоселова, оказался монахом или монахиней. Живут эти люди в том числе в старых домах, ворота которых отмечают выпиленным православным крестом. Как удалось выяснить 66.RU, в деревне осталось только пять коренных обитателей. Пообщаться с ними не получилось.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Встречные же монахи либо недоуменно косились: «Вы кого здесь ищете?», либо вовсе игнорировали расспросы — не отвлекались от дел насущных.
У храма пророка Илии с подворья вышел коренастый мужчина с густой седой бородой и представился: «Я тут смотрю за всем. А строят монахи». На расспросы отвечал одно: «С Божьей помощью».
Жизнь с Богом
Монахиня, которую удалось-таки разговорить, объясняет: «Здесь была деревня. Все запивались. Сначала для деревни храм построили. А в нем ведь надо было кому-то служить. Вот нас и призвали».
«Сильно пили в деревне. Но все уехали отсюда. Теперь у нас здесь скит», — добавляет вторая монахиня. (Имена этих собеседниц не упоминаются специально, — прим. ред.)
Женщины устраивают мне экскурсию по храму. Разговор все время сводится к одному: надо мне принять крещение. Пользуюсь случаем и задаю вопрос об отчитках отца Сергия (так называют ритуалы по изгнанию бесов, — прим. ред.).
— Человек при крещении очищается, — объясняет словоохотливая средних лет монашка. — Если человек крестился напоказ и ведет неправильный образ жизни: пьянствует, наркоманит, блудит, ворует — бесы на него цепляются. А чтобы не цеплялись, надо жить праведной жизнью: повенчаться, одна жена, жить в Боге и с Богом. У каждого крещеного есть ангел-хранитель. Человек должен его слушать — и Бога. А ему бесы нашептывают: он в кабак сходил, закурил. И все. Дальше он уже ни спать не может, ни есть, не знает, как жить. Тогда человек приходит к отцу Сергию: «Избавь меня от этих бесов-мучителей».
— А в миру это психическим заболеванием называют. Мы об одном и том же говорим? — недоумеваю я.
— Есть мирское, а есть духовное. Мирские, да, называют это психическим. Бесы же влияют и на нашу психику. Поэтому и создаются такие монастыри, чтобы жить чистой жизнью. Сюда приходят люди, которые не хотят жить во грехе, наркоманить не хотят. Работа — пост — работа — молитва. С Богом и в Боге жить. Чтобы тело и душа были чисты. А что вы про психическое говорите, то — да. Те же врачи, когда сделать ничего не могут, людей к отцу Сергию отправляют.
— И вылечиваются люди?
— Конечно! Читка — это когда бесов силой выгоняют. Мы же каждый сам по себе сосуд, храм Божий. Сам Господь об этом сказал, и мы не должны себя осквернять всякой гадостью.
Киваю на припаркованный во дворе болотоход: — А эта техника вам зачем?
— Ну, мы же в глуши живем. Тут всякое пригождается, — уклончиво отвечает монахиня.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Большой болотоход с прицепом, подготовленный к бездорожью УАЗ и уткнувшийся в забор катер на воздушной подушке упрямо намекают, что обитатели Новоселова активно путешествуют по тайге. Только вот рассказывать об этом не хотят.
Похоже, Ильина в обращении писала правду: последователи схимника Сергия добираются сюда на автомобилях, а потом пересаживаются на тяжелую технику, чтобы окончательно скрыться от посторонних глаз в глухой тайге.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Официальные ответы
Деревня Новоселова подчиняется администрации села Санкино, поэтому с вопросами отправляемся туда.
Татьяна Пестова, председатель женсовета Санкино:
— У нас поначалу слух пошел, что монахи сейчас построятся, а потом отгородятся от нас. Но нет. Они миролюбивые, вежливые. Деток видим у них иногда. Там еще далеко, говорят, у них скиты есть. Ну, люди решили свою жизнь этому посвятить — пускай. А уж какая подоплека у всего этого, не знаю.
Официальную версию превращения пьянствующей деревни Новоселова в «монашескую деревню» знают в епархии.
Евгений Шевкунов, сотрудник канцелярии Алапаевской епархии:
— После возведения храма в Новоселова в епархию обратились представители Среднеуральского монастыря, просили благословить на организацию сельхозподворья. В монастыре стало проживать большое количество монахинь, его часто посещают паломники. Для пропитания всех нужны продукты. Такое благословение было получено от епископа Алапаевской епархии Леонида.
В епархии не стали объяснять странное с точки зрения управления и логистики решение. В самом деле, Среднеуральский монастырь и сельхозподворье в Новоселова разделяют 300 километров непростой дороги.
В базах данных юридических лиц отыскать что-либо, подходящее под православное сельхозподворье в Новоселова, не вышло. Куда более любопытная картина открылась на публичной кадастровой карте. Участок, на котором строят храм Илии в Новоселова, на карте относится к землям для индивидуального жилищного строительства. Вот с территорией Вонифатиевской церкви все по-честному — на этой земле разрешается размещать объекты религиозного культа. Рядом с деревней действительно должны располагаться сельхозучастки.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Кыртомская пустынь
В Алапаевской епархии нам удалось узнать, что Среднеуральский женский монастырь также обращался за благословлением о строительстве разоренного в 1919 году большевиками Кыртомского Крестовоздвиженского мужского монастыря.
История монастыря началась в 1870 году, когда на глухой таежной поляне на берегу реки Кыртомки поселился юродивый крестьянин Медведев. Слухи о православном старце разлетелись быстро, и потянулись люди. Место стало называться Кыртомская пустынь. К 1890 году здесь образовался монастырь.
В прошлом монастырь числился за Ирбитским уездом Пермского края. Сегодня эта земля относится к Махневскому территориальному образованию. |
При советской власти здесь жили лесозаготовители. В 1972 году постройки сгорели. Сегодня добраться туда можно либо по знаменитой алапаевской узкоколейке, либо на вездеходах и болотоходах со стороны Новоселова.
Таким образом, скит в Новоселова стал своего рода перевалочной базой для строительства Кыртомского храма и других таинственных объектов, что прячутся в лесах.
Единственные фотографии храма и прилегающих построек, которые возвели адепты схиигумена в Кыртомской пустыни, приводятся в отчетах путешественников на квадроциклах.
В тех же публикациях встречаются упоминания о пустующих постройках в глухом лесу — жилом доме и часовне. Эти рассказы логично ложатся в канву слухов о сети скитов отца Сергия.
К сожалению, сам Николай Романов остается недоступным для журналистов, отказываясь от комментариев. Можно только догадываться, сколько людей живет в скитах — и все ли по доброй воле? — и сколько стоит созданная им на территории Свердловской области тайная православная империя.