Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Михаил Ефремов: «Борьба с несправедливостью — это национальный спорт в России»

интервью
20 сентября 2019, 16:15
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Актер приехал в Екатеринбург на съемки в фильме «Картонная пристань» сразу после гастролей в США. Мы встретились с ним за городом, на базе отдыха, где снимают кино, и поговорили о нынешней ситуации, когда актеры, учителя и священники объединяются и выступают против полицейского произвола и приговоров участникам «московского дела», а также о том, важно ли актерам сотрудничать с государством.

— Что это за фильм, в котором вы снимаетесь в Екатеринбурге?

— Я прочитал сценарий, и он мне очень понравился. Успех фильма прежде всего зависит от сценария — а я таких российских задумок раньше не читал. Это криминальный хоррор с российским взглядом, как, знаете, «Ночной дозор» был: спецэффекты вроде американские, а все действие — на русском языке. Это не очень радостная картина, в которой я играю полицейского-преступника. Я в подобном никогда не снимался, приходится по лесу бегать ночью в холод, сложно. Но тут группа съемочная хорошая, партнеры — все, как мне нравится. Мне вообще в Екатеринбурге нравится.

— Вы вернетесь в наш город в ноябре с новой программой «Господина Хорошего» «А мы крепчаем». Какие злободневные темы будут затронуты в этот раз?

— «А мы крепчаем и того не замечаем, что, покуда нас гребут, годы лучшие идут»… Не могу пока сказать, о чем Орлуша (поэт проекта Андрей Орлов, — прим. ред.) напишет стихи, но они будут посвящены повестке, которая более актуальна для даты вступления.

Михаил Ефремов: «Борьба с несправедливостью — это национальный спорт в России»
Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Говоря о нынешней повестке: что вы думаете по поводу ситуации с актером Павлом Устиновым, которому дали 3,5 года за то, что силовик вывихнул плечо при его задержании?

— Что произошло с Устиновым — это не то что беспредел, а несправедливость абсолютная. То, что судья отказывается принимать во внимание видеокадры, говорит о том, что мы живем в 16 веке. Мне кажется, начальство в нашей стране против прогресса, поэтому у нас видеокадры не являются доказательством. Во всем мире являются, а у нас — нет! Поэтому у нас видеокамеры на угле работают или на бензине, когда у всех-то давно электронные; люди во всем мире колеса используют, а мы все волоком.

— Ожидали ли вы той солидарности, которая сплотила не только актерский цех, но и врачей, священников и известных людей в истории Устинова и других участников «московского дела»?

— Для меня было приятным удивлением, что мой сын, Никита Ефремов, поддержал вот эту акцию актеров — я узнал о ней, когда только прилетел в Россию, ехал из аэропорта. Я был 10 дней в Америке и вообще не знал, что происходит, не следил за повесткой, приехал — и все как навалилось на меня; столько негативных новостей.

Ситуация с Устиновым вызвала такой резонанс, потому что это прецедент — на записи же видно, что он ни хрена не делал.

В данном случае, чтобы кошке неповадно было, ей по носу дали — я имею в виду, то, что делают полицейские. Честно говоря, начинаю обсуждать этот беспредел и завожусь очень, потому что бесит… А надо с холодной головой действовать и давать понять власть держащим, что они уже достали.

— Когда был резонанс с делом «Седьмой студии» и режиссером Кириллом Серебренниковым, вы говорили, что это звоночек для всех. Дело Павла Устинова — то же самое?

— Дело «Седьмой студии» развалили, то, что происходит сейчас с Устиновым, — то же самое. Если уже [глава Росгвардии Виктор] Золотов говорит, мол, дайте Устинову условный срок, то нам осталось совсем чуть-чуть, чтобы дожать и закрыть это дело вообще.

— А если брать других фигурантов «московского дела»? Они, в отличие от актера Устинова, признавали, что участвовали в митинге, и за это их и осудили.

— И за других фигурантов тоже надо бороться. У нас вообще борьба с несправедливостью в правоохранительной системе — это в России такой национальный спорт. Будем надеяться, что все будет хорошо.

Прим. ред.: уже после разговора с Михаилом Ефремовым стало известно, что суд отпустил Павла Устинова под подписку о невыезде и передал его дело на доследование в прокуратуру.

— Никита Кукушкин, участвуя во флешмобе актеров, призвал всех коллег не сниматься или играть в пропагандистских проектах, не работать с администрацией президента, не растрачивать свой талант на мероприятия вроде «Таврида. Life». Возможно ли актерам выдержать его призыв?

— Если послушать Кукушкина и всем театром хотя бы на два дня прекратить работать — это было бы круто. И артисты отдохнут, и зрители поймут, что такое — без театра жить.

— Но артисты же не могут не работать с государством вообще? Культура все-таки зависит от соответствующего министерства…

— С Минкультуры у нас отдельный разговор… Его возглавляет человек, который является пиарщиком, он к культуре никакого отношения не имеет вообще. Товарищ Мединский пусть идет лесом за огромным интересом.

— Вы говорили в одном из интервью, что главная проблема у нас в том, что кругом — жлобство…

— Жлобство — это вообще про все. В любой отрасли в России много жлобов — людей-непрофессионалов. Когда непрофессионалы занимаются не своим делом, получаем то, что получаем. Жлобство — как целая культура в России, увы.

— Все безрадостно как-то выходит.

— Вся надежда на молодое поколение — таких, как Юрий Дудь, сын мой Никита… Главное, чтобы все занимались своим делом. Так или иначе, страна у нас еще взрослеет. А может, наоборот даже, молодеет: вспомним [Дмитрия] Медведева, который первым ходил с айфоном, и это было круто, это было по-человечески понятно. Жалко, конечно, что до сих пор мы пишем гусиным пером, жалко, что прогресса нет…

Новую программу «А мы крепчаем» сатирического шоу-спектакля «Господин Хороший» с Михаилом Ефремовым представят 26 ноября на сцене Дворца молодежи. Билеты уже в продаже.

Ольга Яволова