Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Условный срок за пытки, колония — за протест. Как государство наказывает полицейских и митингующих

18 сентября 2019, 16:02
Приговоры за издевательства и пытки в полиции зачастую оказываются мягче, чем за попытку посмотреть в лицо росгвардейцу или распыленный на митинге газ.

Протестные акции в Москве начались после того, как избирком отказался зарегистрировать на выборах в Мосгордуму кандидатов от оппозиции. В ходе несанкционированных митингов 27 июля и 3 августа были задержаны сотни человек, а в конце августа начались суды над участниками столкновений с Росгвардией и полицией. Фигурантами «московского дела» стали 17 человек. Большинство из них не признают свою вину. Сроки, которые назначает им суд, вызывают недоумение общественности. За осужденных вступаются не только правозащитники, но и ученые, учителя, российские звезды и даже священники.

Уже осужденные участники протестных акций получили от двух до пяти лет колонии за то, что пытались сопротивляться сотрудникам Росгвардии, по мнению суда и следствия, применяли к ним насилие, слишком часто появлялись на несогласованных с властями митингах или просто оказывались не в том месте и не в то время. Сроки, полученные митингующими, сопоставимы (или даже больше) с теми, что получают силовики за пытки и издевательства над гражданами.

Условный срок за пытки, колония — за протест. Как государство наказывает полицейских и митингующих
Фото: Сергей Логинов для 66.RU
  • Начинающий актер Павел Устинов получил 3 года и 6 месяцев колонии за применение насилия к представителям власти на несогласованной акции протеста 3 августа. Во время его задержания росгвардеец вывихнул плечо. При этом суд не учел видеозапись, на которой видно, что даже повода задерживать Устинова не было — в митинге он не принимал участия, просто стоял и смотрел в телефон.
  • Программист Константин Котов получил четыре года колонии за неоднократное нарушение правил проведения митинга по статье 212.1 УК РФ. Осужденный участвовал в несанкционированных акциях в поддержку аспиранта МГУ Азата Мифтахова 2 марта, в акции поддержки фигурантов дел «Сети» и «Нового величия» 13 мая и в акции в поддержку журналиста Ивана Голунова 12 июня. 10 августа на согласованной с властями акции мужчину задержали.
  • Отставного офицера Евгения Коваленко приговорили к 3 годам и 6 месяцам колонии за то, что в ходе акции 27 июля он бросил урну в сторону одного из сотрудников ОМОНа. Урна не попала ни в одного силовика и никому не причинила вреда.
  • Бывший машинист московского метрополитена Кирилл Жуков получил три года колонии за то, что приподнял забрало шлема бойца Росгвардии, стоявшего в оцеплении. Своей вины в применении насилия он не признал.
  • Техник Иван Подкопаев получил 3 года колонии общего режима за то, что на акции 27 июля распылил из перцового баллончика слезоточивый газ в лица двум полицейским. В отличие от других осужденных Подкопаев свою вину признал.
  • Индивидуального предпринимателя Данилу Беглеца приговорили к двум годам колонии за то, что схватил полицейского за запястье и потянул за руку, причинив прапорщику «физическую боль». Свою вину в применении насилия в отношении представителя власти Беглец признал.
  • Блогер Владислав Синица получил пять лет колонии за призыв в Twitter расправляться с детьми сотрудников правоохранительных органов. Его признали виновным по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды в отношении группы лиц, совершенное публично с угрозой применения насилия»).

А вот семь примеров приговоров полицейским, которых осудили за пытки в отношении задержанных, то есть людей, чья вина еще не была доказана судом.

  • В сентябре в Воронеже суд приговорил полицейского Сергея Косьяненко к трем годам и двум месяцам колонии общего режима и его коллегу Олега Соколовского к трем годам за превышение должностных полномочий с применением насилия. Правоохранители пытали двух студентов, подозреваемых в краже телефонов. Полицейские надевали на их голову полимерный пакет с нашатырным спиртом и наступали ногой на цепь наручников, требуя признаться в совершении преступления.
  • В сентябре в Бурятии суд вынес приговор трем полицейским, которые пытали задержанных за кражу кедровых орехов. Сотрудники ОМВД получили от 4 до 4,5 лет лишения свободы условно. По данным «Зоны права», вначале полицейские использовали электрошокер и наручники. Затем задержанных стали подбрасывать к потолку ради того, чтобы они «болезненно падали на пол». Кроме того, потерпевшим надевали на голову пакет, перекрывали доступ воздуха, распыляли баллончик, душили руками и водили ершиком для чистки туалета по лицу.
  • В сентябре Ленинградский окружной военный суд приговорил бывшего офицера ФСБ Илью Кирсанова к четырем годам колонии общего режима за превышение должностных полномочий с применением насилия. Во время обыска у предпринимателя силовик воткнул потерпевшему ствол охотничьего карабина «Тигр» в задний проход.
  • В апреле в Санкт-Петербурге суд приговорил к четырем годам колонии общего режима полицейских Артема Морозова и Андрея Барашкова за пытки задержанных. Следствие установило, что правоохранители поджигали задержанному ноздри сигаретой, давили на глаза и обливали кипятком.
  • В феврале в Иркутске суд вынес приговор трем полицейским, которые избивали задержанного на допросе. Согласно материалам уголовного дела, ему надевали пакеты на голову, обливали кипятком, били дубинкой, стулом, угрожали изнасилованием и сломали ногу. В итоге начальник уголовного розыска Правобережного округа Иркутска Сергей Тарасов получил три года условно. Его подчиненные Александр Кривошеин и Максим Кругов были приговорены к трем с половиной и четырем годам колонии общего режима.
  • В декабре 2018 года в Нижнем Тагиле суд вынес приговор полицейским, которые запытали задержанного Станислава Головко. Правоохранители жестоко избивали мужчину, от тяжелых травм тот скончался в больнице. В итоге Дмитрий Панов получил 3 года и 6 месяцев колонии строгого режима, Егор Ялунин 3 года и 4 месяца колонии общего режима, Анатолий Быков — 3 года и 2 месяца.
  • В декабре 2018 года в Татарстане двух полицейских, пытавших задержанного, приговорили к условным срокам. Мужчину, подозреваемого в краже, избивали руками и пластиковой бутылкой с водой, выбивая признательные показания. В итоге сотрудники полиции получили четыре года и пять лет условно.