Суть эксперимента
Мы решили проверить, знают ли люди элементарные правила раздельного сбора мусора.
Фото: © 66.RU |
---|
Пять мусорных контейнеров мы одолжили у «Меги», которая активно занимается вопросами экологичного образа жизни. Объем одного бака — 120 литров. Они простояли примерно с 12:00 до 15:00. На каждом баке мы сделали наклейку с типом отходов: бумага, пластик, металл, стекло и несортируемые отходы. Никаких дополнительных инструкций намеренно не оставили.
Сбор
Баки стояли не в эпицентре праздника, но как раз на фудкорте — возле палаток с шашлыками, сладостями и напитками. За подходящими к урнам мы внимательно следили.
Контейнеры сразу начали фотографировать, даже Алексей Редин — начальник департамента информационной политики Екатеринбурга. Может, думал, что это мэрия так постаралась.
К бакам сразу начали подтягиваться люди. Некоторые рассматривали их, открывали и интересовались содержимым, но ничего не выбрасывали и почему-то вздыхали.
Фото: © 66.RU |
---|
Часть тех, кто подходил с мусором, долго думали, как поступить — что куда выбросить. Наблюдать было волнительно.
Фото: © 66.RU |
---|
Но были и те, кто уверенно раскидывал мусор по контейнерам.
Фото: © 66.RU |
---|
К трем часам небольшие баки были заполнены наполовину. В урнах для стекла и металла оказалось всего по несколько бутылок и банок.
Фото: © 66.RU |
---|
Разбор
Вместе с Николаем Коробовым — создателем экопроекта «Биозавр», который работает и с «Экотакси», повезли баки на базу для сортировки. Площадка компании по сбору вторсырья «Лев» располагается в микрорайоне Солнечном.
Николай, который час назад был спикером лектория альтернативного Дня города за Домом Печати, надел строительные перчатки и начал разбирать мусор.
Николай Коробов:
— Думал, привезут переполненные контейнеры, из которых все вываливается, со страшными вещами внутри, а все не так плохо. Но ошибки сразу видно.
Итак.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Здесь у нас всего две бутылки из-под пива и одна из-под лимонада. Да, все так и должно быть: этикетки со стеклянных бутылок снимать необязательно, остатков твердой органики на них нет, а остатки пива нестрашны. Это отправляется на переработку.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
В баке для металла тоже было всего несколько банок от пива. Спасибо хозяевам пивных бутылок из предыдущего контейнера, которые выбросили в металл крышечки — они отправятся на переработку вместе с алюминиевыми банками. Кстати, мять банки не обязательно, но желательно: это простая экономия места. Споласкивать их не нужно.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
С бумагой все оказалось сложнее. Мусор из этого бака Николай разделил на три кучки: точно подходит для переработки, могло бы быть переработано и «несорт» — несортируемый мусор.
- В первой куче оказался гофрокартон; бумага в виде рекламных изданий; обертки, очищенные от еды; картонные кольца от кофейных стаканчиков. Все это пригодно для переработки, потому что оно чистое и не имеет дополнительных слоев в виде, например, пленки.
- Средняя горка — то, что можно было бы переработать, но оно грязное, с остатками пищи или дополнительными слоями. Здесь лежат тетрапак (коробочки из-под сока), ламинированная бумага, стаканчик для кофе и бумажная посуда, тоже ламинированные изнутри. Николай объяснил, что ламинированный внутренний слой или тетрапак — даже хуже, чем просто пластик. Пластик можно сдать на переработку, а вот многослойные отходы отправляются только в «несорт».
- Третья кучка — по выражению Николая, «откровенный мусор»: влажные текстильные салфетки и пластик, причем не очищенные от остатков пищи.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
И, пожалуй, самый сложный вид отходов — пластик. Сортировка этого сырья пугает людей, потому что важно знать маркировки пластика. Снова — три кучки.
- Принимаются: пластиковые бутылки (остаток жидкости некритичен, плохо — остатки твердой органики), одноразовые полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда маркировки 5. Самое ходовое — PET-бутылки из пластика маркировки 1, то есть из материала под названием полиэтилентерефталат. Он дешевый и легко поддается переработке.
- Можно было бы переработать: пластиковая посуда маркировки 5 (PP) — из прочного и термостойкого полипропилена, — которая, к сожалению, не была очищена от остатков еды. В нашем случае вся посуда, кроме вилок и трубочек, оказалась маркировки 5.
- Не примут на переработку: не полиэтиленовые и фольгированные пачки от снеков, пластик маркировки 6 — полистирол (PS). Этот материал при переработке выделяет стирол — канцероген, поэтому от его использования рекомендуют отказаться.
Маркировка, о которой мы тут много говорим, располагается обычно на нижней части бутылки. Это выглядит как треугольник из стрелочек, внутри которого стоит цифра.
Резюме
Все, что подошло на переработку, мы оставили на базе. Спасибо всем, кто правильно выбросил мусор.
Основные проблемы возникли с бумагой и пластиком. Многие не понимают, что, например, картонный стаканчик для кофе или тетрапак — автоматический «несорт» из-за дополнительных небумажных слоев.
На всякий случай еще раз повторим простые правила раздельного сбора мусора:
- очищать отходы от твердой органики и — желательно, но не критично — от жидких остатков типа молока и других напитков;
- запомнить, что пластик маркировки 5 из легко перерабатываемого полипропилена точно принимают на переработку, а вот маркировки 6 — нет, потому что это чревато выделением канцерогена. Кстати, ближайшее производство для переработки полистирола находится в Санкт-Петербурге;
- ламинированную изнутри тару — стаканы для кофе, бумажные тарелки, контейнеры, тетрапаки — можно сразу отправлять в несортируемые отходы;
- полиэтилен от неполиэтилена можно отличить по тягучести: пакеты, которые можно отправить к пластику, должны тянуться; все остальные, более жесткие и шуршащие обертки, — в «несорт»;
- грязные бумажные салфетки — только в несортируемые отходы;
- стеклянную тару не обязательно очищать от этикеток, но пластиковые дозаторы, резиновые прокладки и другие элементы, которые бывают на горлышках, лучше убирать.