Главные цели фонда — избавить город от грязи и сделать «артерию» Екатеринбурга удобной и функциональной.
Прошлым летом Юрий Окунев и Владимир Шахрин реконструировали территорию около Коляда-театра — положили зеленый газон без голой земли, со смонтированными на бетон бордюрами и дренажем по краю газона. Такие же и другие решения команда хочет применить и к благоустройству отрезка Ленина от УПИ до Восточной. Территория для обновления — не только сам проспект, но и прилегающие тупики — въезды во дворы — и улица Тимирязева от Малышева до Первомайской.
В марте в Музее истории Екатеринбурга прошло первое общественное обсуждение проекта: пришедшие разбились на команды и при помощи архитекторов составили список идей для обновления главной улицы города.
Тогда архитекторы выделили пять главных проблем и достоинств территории.
ПЛЮСЫ:
- исторический архитектурный ансамбль;
- удаленность парковых зон от улицы;
- единый газон;
- широкие улицы;
- арки с красивыми архитектурными куполами.
МИНУСЫ:
- нет зеленых насаждений и улица не воспринимается как прогулочная;
- визуальный шум в виде вывесок и рекламы;
- лишний грунт, который создает грязь;
- большое количество инженерных сетей;
- недостаточное освещение на уровне тротуаров.
На «Горсовете» в Ельцин Центре члены фонда — его сооснователь Юрий Окунев, промышленный дизайнер Илья Полянских и руководитель направления стратегического развития компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова — наконец представили полный проект обновления проспекта.
По мнению Надежды Абакумовой, в Екатеринбурге главная проблема благоустройства свелась к тому, что люди узнают об этом благоустройстве только «когда возводят заборы». Поэтому проекты фонда начинаются с обсуждения с жителями города и выявления проблем.
Архитекторы «Город может» проанализировали сценарии пользования улицы в разных условиях, вывели технико-экономические показатели территории, изучили даже топонимику этого отрезка проспекта и его историю, провели более 30 часов натурных наблюдений. Это стоило всего 250 тысяч рублей. Для сравнения: разработка эскизного проекта для реконструкции сквера Первых строителей МЖК по заказу администрации стоила почти в два раза больше — 450 тысяч рублей.
Фото: документация проекта предоставлена 66.RU фондом «Город может» |
---|
В ретроспективу проекта вошла история застройки проспекта с 20-х годов до 90-х. Речь идет не только о вопросах архитектуры, но и о знаковых для города событиях: например, визит в Екатеринбург кубинской делегации во главе с Фиделем Кастро в апреле 1963 года или траурная процессия после смерти «дятловцев». |
Руководитель проектной группы Илья Полянских рассказал, что к работе привлекли специалистов, которые изучили социальный и градостростроительный контекст проспекта, нюансы уборки зимой и летом, резидентов улицы, озеленение и многое другое.
Фото: документация проекта предоставлена 66.RU фондом «Город может» |
---|
Такой узор границ благоустройства получился после тщательного исследования межевания участков, их собственников и пользователей. |
Также команда проанализировала пешеходный и транспортный каркас территории, вплоть до максимальных скоростей автомобилей и нагрузки на дорогу в определенные временные промежутки. В ходе исследования архитекторы поняли, что велосипедисты предпочитают кататься по Малышева — там нет такого количества барьеров и преград, которые мешают свободной велопрогулке. То же самое касается и маломобильных групп населения — людей, использующих инвалидные коляски и другие специальные средства передвижения.
На протяжении исследования, кроме общественных обсуждений, команда лично общалась с резидентами и жильцами проспекта и собирала их мнения и идеи.
Фото: документация проекта предоставлена 66.RU фондом «Город может» |
---|
По итогам обсуждения урбанисты нашли решение многих проблем. Так, чтобы избавиться от лишней грязи на территории достаточно организовать водоотвод ливневой воды с фасадов через решетку в подземные люки, правильные газоны и бордюры. Юрий Окунев, который неоднократно озвучивал администрации единственную рекомендацию — бетонировать зазоры в бордюрах — заметил, что ничего не меняется. Прорабы, привыкшие работать по одной и той же схеме, игнорируют СНиПы, и их никто не принуждает работать в соответствии с ними. |
В мае это исследование на 100 страниц со всеми рекомендациями и пояснениями передали в администрацию и в электронном, и в печатном виде. Однако там проект не просто отложили в долгий ящик, но и начали ремонт проспекта Ленина со снятием асфальтового покрытия. На ближайшей встрече с Александром Высокинским команда фонда будет еще раз обсуждать возможность реализовать проект.