Минтранс отказался выделять Екатеринбургу деньги на вторую ветку метрополитена к 300-летию города в 2023 году. Ведомство оценило проект комплексной схемы транспортного обслуживания в Екатеринбурге и не нашло там ничего о пользе второй ветки метро.
Городские власти не предложили варианты разработок нового направления в проекте, предоставленном на экспертизу, считает министр транспорта РФ Евгений Дитрих. К тому же пассажиропоток на уже существующей ветке снижается, а оценку затрат и эффектов от появления второй ветки не сделали.
Несмотря на это, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что работа по метро не останавливается, «даже если что-то не получается в этом году». Мэр верит, что новое метро в городе появится.
О необходимости второй ветки в Екатеринбурге говорят с 2000-х годов. Она должна связать район ВИЗ-Правобережный с микрорайоном ЖБИ. Предположительно, длина линии составит 14,6 км, она будет включать 10 станций и пересекаться с имеющейся веткой. Как показывают последние подсчеты, новое метро обойдется в 76,3 млрд рублей.
Однако сейчас метро строят, можно сказать, только в Москве: за последние 10 лет в столице построили 85 станций. При этом в Санкт-Петебурге — 7 станций, а во всей стране (в пяти городах) — всего 11 станций.
Фото: 66.RU |
---|
Кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, сегодня метрополитен есть в четырех городах: Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Екатеринбурге. Во многих миллионниках о подземке мечтают еще с советских времен, но, как правило, дальше проекта работа не движется. Главная причина этому — недостаток финансов.
Мы изучили истории других городов, чтобы понять, что с метро в Екатеринбурге еще не все так плохо.
Омск
Одна из самых печальных историй с метрополитеном — в Омске. Здесь метро протяженностью 7,5 км, которое должно было состоять из пяти станций, строили с 1992 года. Его планировали завершить сначала в 2008-м, а затем в 2016-м — в качестве подарка городу в честь 300-летия, что символично.
Денег на подземку так и не нашли и строительство окончательно прекратили, а существующие объекты решили использовать для развития транспортной системы города, в том числе трамвайной сети. Одну из очередей метрополитена решили вообще затопить. Местные жители ходят в заброшенное метро как на экскурсии, а на днях один из экстремалов проплыл по тоннелю на лодке.
Красноярск
Строить метрополитен в Красноярске решили еще в 1970-х. Метро должно было состоять из трех линий и более чем 30 станций. Работы начали в 1995 году и в течение 20 лет то замораживали, то возобновляли. В 2015-м строительство полностью остановили, а потом ждали из федерального бюджета 70 млрд рублей, чтобы построить первую ветку.
Денег так и не дождались. Средства на подземку не нашли даже при подготовке к крупному международному событию — Универсиаде, на проведение которой сейчас претендует Екатеринбург.
За полвека на несуществующее метро Красноярска потратили 12 млрд рублей, десятки миллионов спускают ежегодно на его содержание. Этой весной власти Красноярского края заявили, что строительство метро подготовят к лету 2020 года: на проект потратят 1 млрд рублей. Стоимость стройки с учетом беспилотной части оценили примерно в 65 млрд рублей. Однако непонятно, где город возьмет на это деньги.
Пермь
Долгое время о собственном метро мечтали и жители Перми: над проектом тоже задумались в 70-х, хотели запустить линии на обоих берегах Камы, вдоль которой расположен город, однако строительство даже и не начинали.
Проект остановили из-за сложной экономической ситуации в 1990-х. В начале нулевых вернулись к обсуждению, и Пермь даже попала в Федеральную программу строительства метрополитенов до 2020 года. Но в 2017-м с идеей расстались окончательно.
При этом возможность строительства метро в Перми связывают не только с финансовыми сложностями, но и с особенностью самой территории: это и перепады высот по левому берегу Камы, где расположен центр города, и гранит в недрах, и множество подземных рек.
Челябинск
Метрополитен в Челябинске, который должен был стать вторым на Урале после екатеринбургского, тоже строят еще со времен СССР. Его задумали в конце 60-х, но фактически строительство ведется с 1992 года медленными темпами из-за хронического недофинансирования проекта. Местные власти решили, что лучше строить медленно, чем не строить вовсе и тратить деньги на консервацию.
Примерный срок запуска челябинского метро — 2025 год. По данным на январь 2018 года, за весь период строительства на метро потратили 10,9 млрд рублей: 2,6 млрд из средств федерального бюджета и 7,73 млрд рублей — из областного.