Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Даже без федеральных денег остается еще два способа построить в Екатеринбурге метро. Но ничего не выйдет

19 июня 2019, 15:50
Даже без федеральных денег остается еще два способа построить в Екатеринбурге метро. Но ничего не выйдет
Фото: 66.RU
Министр транспорта Евгений Дитрих назвал «преждевременным» решение о выделении федеральных средств на строительство второй ветки метро. У Минтранса нет денег на уральскую подземку, а свердловские власти не доказали ее необходимость, говорится в письме за подписью министра. Минфин, в свою очередь, предложил региону строить ветку без привлечения средств госказны, но с помощью выгодоприобретателей.

Стоимость второй ветки метро оценивается в 78,9—81,8 млрд рублей — два годовых бюджета Екатеринбурга. Есть три способа получить деньги на реализацию проекта. Во-первых, попросить из федерального бюджета. В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтрансу оценить, возможно ли выделение средств на подземку к 300-летию города. Ни Минтранс, ни Минфин денег на это не нашли.

В ответе за подписью министра Евгения Дитриха сказано, что Минтранс оценил проект комплексной схемы транспортного обслуживания в Екатеринбурге — и не нашел там ни слова про возможную пользу второй ветки метро. В проекте, предоставленном на экспертизу, власти не предложили варианты разработок нового направления. «При этом в аналитических материалах предоставлена информация о снижении пассажиропотока в метрополитене начиная с 2013 года», — говорится в отзыве. Таким образом, первый способ не сработал.

Есть другие варианты — выкроить деньги из областного бюджета или договориться с частным инвестором. Но они не слишком реалистичны.

У области как не было, так и нет денег на новую ветку. Очевидно, чтобы профинансировать строительство ветки метро, областные власти должны будут где-то эти деньги взять в долг: либо у банка, либо у частного инвестора. При условии, что государственный долг Свердловской области составляет 66,7 млрд рублей, занимать еще 80 млрд рублей на метро — не вариант.

Третий способ найти деньги на строительство — государственно-частное партнерство. Его, кстати, посоветовал Минфин. Задействуйте средства заинтересованных сторон и применяйте «инновационные механизмы привлечения финансирования», — рекомендовали федеральные чиновники. Однако власти так и не придумали, как это сделать. Чтобы заинтересовать инвестора, проект строительства должен быть окупаем. Пока же екатеринбургский метрополитен работает себе в убыток, а проезд там дорожает.

Глава города между тем настроен оптимистично. «По метро работа не останавливается. Даже если что-то не получается в этом году, это не значит, что мы остановились. Пассажиропоток падал до этого года. От сезона к сезону он меняется, но критических падений нет», — говорит Александр Высокинский. Мэр признает, что для получения денег необходимо подготовить документацию.

Вторая ветка метрополитена Екатеринбурга должна связать западную и восточную часть города — район ВИЗ-Правобережный с микрорайоном ЖБИ. Ее длина составит 14,6 км, по состоянию на апрель каждый километр оценивался в 5,6 млрд рублей. На второй ветке должно быть десять станций.

На строительство «народного метро» можно скинуться всем городом. В марте 66.RU посчитал, что в таком случае каждый горожанин, включая стариков и младенцев, потратит на подземку 50,9 тысячи рублей. Тогда население собрало бы 76,3 млрд рублей.