В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) сообщили о новом историческом минимуме — на конец 2018 года в исправительных учреждениях содержатся всего 467 тысяч человек. «В новейшей истории России это самое маленькое количество осужденных, отбывающих наказание в колониях», — заявили в пресс-службе ведомства. Также замглавы ФСИН Валерий Максименко уточнил, что к названному числу не относятся люди, которые содержатся в СИЗО.
Валерий Максименко, заместитель главы ФСИН:
— Это те люди, которые не осуждены и по ним еще нет решения суда. Вот таких около 100 тысяч. Это плюс к той цифре 467 (тысяч). Но раньше в следственных изоляторах, лет пять-шесть назад, было где-то до 200–280 тысяч человек. И здесь сокращение в два раза. Гуманизация, она есть.
Число людей, содержащихся в исправительных колониях и СИЗО, начало снижаться в 2010 году. Согласно открытым данным ФСИН, тогда оно уменьшилось до 819 458 человек, хотя раньше сохранялось на уровне 860–880 тысяч. Уже через год число заключенных и находящихся под арестом составило 755 554 человека. В 2013 году их количество достигло 677 тысяч. В конце 2017 года — 602 299 человек.
При этом число вышедших на свободу значительно не менялось. Разница за десять лет составила всего 40 тысяч: в 2007 году освободились 261 279 человек, в 2017 — 218 094. В самом ведомстве считают, что причиной сокращений стал новый курс уголовно-исполнительной политики государства. Максименко заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва», что работа Верховного суда и других инструментов власти нацелена на лишение свободы людей, совершивших тяжелые преступления. «В первую очередь, против личности и против государства», — добавил он.
Кроме того, во ФСИН считают, что снижение числа заключенных связано с перерасчетом сроков наказания. Речь идет о законе «год за полтора», который приняли летом этого года. Теперь один день содержания в СИЗО равен полутора дням в исправительной колонии общего режима, двум — в колонии-поселении. Максименко сообщил, что работа по перерасчету сроков практически закончена.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
В число осужденных вошли лица, которые содержатся в исправительных и воспитательных колониях, а также следственных изоляторах и тюрьмах. |
Такое мнение поддержал член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Андрей Бабушкин. Однако причина может быть и в другом: просто данные ФСИН недостоверные. Бабушкин упомянул прежнюю информацию, согласно которой в России содержатся 582 тысячи заключенных. «В том, что удалось сбросить даже на 80 тысяч, я сомневаюсь… Но даже при количестве заключенных в 582 тысяч — это был исторический минимум, начиная с конца, наверное, 1920-х годов, это правда», — добавил он.
Криминолог Яков Гилинский в разговоре с Life отметил, что за последние три-четыре года для подсудимых в 60 раз чаще применяли домашний арест. В 2008 году такую меру пресечения назначили в отношении 29 человек, в 2017 году — шести тысячам обвиняемых. Гилинский также объяснил, что в стране снизился уровень преступности. «В 2006 году на сто тысяч населения было около 2700 преступлений, сегодня эта цифра около 1400, снижение почти в два раза, а по тяжким преступлениям еще больше», — сообщил он.
Пессимистично на данные отреагировал основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин. В эфире телеканала «Дождь» он заявил, что ФСИН «манипулирует цифрами».
Владимир Осечкин, правозащитник и основатель проекта Gulagu.net:
— Эта cтатистика не учитывает заключенных, которые находятся в тюремном режиме, в помещениях, которые функционируют как СИЗО. Таким образом статистика занижается на десятки тысяч заключенных.
По мнению Осечкина, предоставленные данные некорректны. «Наши коллеги, адвокаты и правозащитники, сообщают, что московские СИЗО переполнены более чем в полтора раза. На камеру с десятью индивидуальными спальными местами приходится по 16–18 человек. Не соблюдается даже минимальная российская санитарная норма в четыре квадратных метра на человека. Что уж говорить об отдаленных регионах», — рассказал он.
Правозащитник также возмутился, что к данным ФСИН не имеют доступ представители Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и СПЧ, а значит, их нельзя проверить. Он заключил, что озвученной статистикой ФСИН пытается получить позитивный отклик от администрации президента и общества.
Напомним, закон «день за полтора» должен коснуться около 100 тысяч заключенных. Из них 14 тысяч выйдут на свободу. Порядок не распространяется на осужденных за особо тяжкие преступления или террористическую деятельность. В Свердловской области его могут применить к 5177 заключенным. Закон рассматривали в Госдуме на протяжении 10 лет, а в июле документ подписал президент России Владимир Путин.