Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Автор культурной стратегии города: «У нас 700000 абортов, потому что художники отстаивают личную свободу»

Автор культурной стратегии города: «У нас 700000 абортов, потому что художники отстаивают личную свободу»
Фото: Григорий Постников, 66.ru
Режиссер и создатель «Золотой маски» Эдуард Бояков вместе с помощниками написал стратегию развития культуры Екатеринбурга. Именно он дал рекомендации городской власти, как изменить жизнь столицы Урала. Спецкор 66.RU Ольга Татарникова встретилась с режиссером, чтобы понять, что за человек решает судьбу культуры Екатеринбурга. Оказалось, что взгляды у него очень специфические.

В ресторане Эдуард выбирает пельмени со щукой и винегрет. У него — пост. Во время разговора режиссеру постоянно приходят сообщения на телефон. Видимо, поздравления. Дело в том, что сегодня его назначили руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем Боякова по литературной части станет писатель Захар Прилепин. Но московским театром Бояков будет заниматься завтра. А сегодня режиссер презентовал доклад «Пульс Екатеринбурга» — многостраничное исследование культурной жизни. Он же возглавлял рабочую группу, которая давала рекомендации — как сделать Екатеринбург еще более культурным. Спецкор Ольга Татарникова узнала у режиссера, кто должен делить культуру на правильную и неправильную, кому стоит уезжать из России и почему самовыражение — ничто, а дети — всё.

Автор культурной стратегии города: «У нас 700000 абортов, потому что художники отстаивают личную свободу»
Фото: Григорий Постников, 66.ru

— Какой должна быть культура, чтобы в голове у человека все было в порядке?
— На этот вопрос можно ответить или за четыре часа, или в три пункта. Культура должна быть разнообразной, современной и традиционной. Культура — это передача традиций. Если вы Маяковский, который призывает сбросить классиков с корабля современности, то вы или понтуетесь, или занимаетесь деструкцией, как Курт Кобейн.

— Курт Кобейн создал великую музыку.
— Да, но нельзя заканчивать жизнь, как Курт Кобейн. Его проблема была в том, что он не смог связать себя с предками и с детьми. Человек обязан перед Богом отвечать за своих потомков и предков. Есть системы координат, где ваше тело значит гораздо меньше, чем тело вашего рода. Но мы должны не просто смотреть назад и повторять за предками, но и делать так, чтобы наши правнуки были с нами связаны. Тогда жизнь приобретает смысл.

— Но если бы Курт Кобейн не употреблял наркотики, а думал о семье, вряд ли бы он написал «Rape me».
— Он создал бы другую музыку. Вы считаете, чтобы передать боль, надо резать вены и стрелять в башку? Вы ошибаетесь. Не обязательно разрушать себя. Андрей Рублев рисовал самые разные сюжеты, в том числе и ад. Миссия настоящего художника — вернуться из ада и рассказать нам, что не надо так делать и что наверху есть свет.

— По-вашему, человек имеет право на созидание, а на разрушение не имеет?
— Человек существо греховное. Но надо говорить не о праве, а о миссии. Человек обязан созидать и бороться с разрушением, которое есть внутри. Еще внутри каждого есть божья искра. И человек делает выбор, чему он служит, разрушению или божьей искре.

— А кто должен решать, что вот такая культура нам подходит, а вот эту мы запретим, потому что она разрушающая?
— Кто должен выбирать школу для ребенка? Отец и мать. Так и в вопросе культуры. Решать должны эксперты, власть и зрители. Эксперты — это культурологи и сами художники.

— Мнение экспертов — это слишком субъективно.
— Нет, эксперты — это жрецы. Эзотерическая жреческая каста. Они должны судить произведения искусства с точки зрения будущих поколений. Эксперты неприкасаемые и говорят, вот это хорошо, а вот это плохо. Жрецы жертвуют своим творческим потенциалом ради экспертизы, они не снимают фильмов и не пишут книги, они выносят решение.

— То есть вы за насаждение культуры сверху?
— Это нормально. Вы сейчас спросите, почему надо переходить дорогу на зеленый свет. Мол, я же свободный человек, я хочу идти посередине дороги. Но вы же так не делаете, потому что вас собьет машина. Так что если вы скажете, что хотите резать вены и рисовать этой кровью, то вы просто дура. Потому что так вы будете резать вены своим детям. 700 тысяч абортов берутся от художников, которые говорят, что личности можно все. Мол, я сейчас напишу стихотворение о том, как изменяю мужу, а не готовлю ему картошку, и соберу в два раза больше лайков. А потом напишу, как хорошо изменять мужу с подружкой, а потом как хорошо изменять мужу с обезьянкой. Имеете вы право на такую свободу? Нет. Государство должно жестко сказать: «Стоп. Приди в себя».

— Право на созидание есть у любого художника? И «Матильда» и «Смерть Сталина» могут существовать?
— Если художник хочет убить животное и нарисовать его кровью картину, власть какой-то страны может это запретить. И это нормально. А в другой стране скажут, что это круто. И обе страны правы, потому что они оценивают искусство с точки зрения своей системы. Нам тоже надо выбрать, какая у нас система, и доверить власти и экспертам принимать решение. И они скажут, может в России идти «Матильда» в кино или нет. По мне, может. Но фильм — полная фигня.


— В Екатеринбурге прошло два фестиваля уличного искусства – «Стенограффия» и «Карт-бланш». Первый, официальный, проходит на согласованных площадках. Второй был нелегальным. И мне как зрителю «Карт-бланш» больше понравился, потому что он был более честным и свободным.

— Так часто бывает. Это нормальная и здоровая схема. Художник рисует не потому, что дали денег. Иначе он не художник, а говно. Художник служит Богу, раздвигает границы и делает то, что государство пока не разрешило. Но разрешит. Художник как геолог ищет руду, эксперты руду изучают, а государство делает из железа машины.

— Вы говорите, что главная ценность — это дети. То есть нет смысла ставить феминистский или ЛГБТ-спектакль, потому что эксперты скажут, что он не подойдет культурной политике?
— Если они так скажут, то будут правы. Мы свободные люди. Если хотите такого, езжайте в страну, где это нормально. Много государств, где только этим и занимаются.

— А с чего я должна уезжать из страны, где я родилась, если я не поддерживаю ваши ценности?
— Потому что вы живете в государстве, которое объединяет людей, в чьей нации есть что-то общее. Ну не хотят люди в России однополых браков. Если вы хотите — это ваша проблема. Люди будут голосовать за политиков, которые скажут: «Мы не пустим голубое облачко в нашу жизнь». Если бы власть не защищала вашу точку зрения, люди бы вас снесли. Ну и простите, мне очевидно, что дети как ценность несравнимы с ценностями ЛГБТ-движения.

— Я категорично не согласна с тем, чтобы кто-то решал, какую музыку мне слушать и какое кино смотреть.
— Вы отстаиваете ценности постмодернизма. Но постмодернизму 30 лет, а культуре пять тысяч. Вот эта вилка на столе сделана не самовыражающимися людьми, а теми, кто работал ради потомков.

ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией