Ваня — двадцатисемилетний художник из Москвы. Он приехал на фестиваль «Карт-бланш», чтобы создать несколько работ для своего проекта #маленькиелюди. Обычно Иван ищет своих героев, фотографирует их, потом печатает изображения и клеит в неожиданных местах. Именно он с друзьями создал того самого непобедимого Акинфеева.
В интервью 66.RU художник объяснил, зачем Екатеринбургу нужен нелегальный стрит-арт, почему спонсоры — это плохо и нужно ли объяснять искусство.
— Чем легальное уличное искусство отличается от нелегального?
— Свободой действий. Ты не тратишь время на бюрократию, на согласования, не подстраиваешься под систему, не меняешь свою первоначальную идею, чтобы кому-то угодить. Просто делаешь и смотришь результат. Вот то, что мы сделали (бумажный Акинфеев, — прим. ред.), никогда бы не согласовали. Сказали бы, что мяч мешает ходить по тротуару, что леска, обмотанная вокруг дерева, вредит ему. В итоге из-за бюрократии идея бы разрушилась.
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Ваня #маленькиелюди изготовил бумажное изображение Игоря Акинфеева, Саша Закиров и арт-группа «Фрукты Врукты» сделали футбольный мяч и подвесили его на леске над тротуаром. Когда становится темно и загорается фонарь, железная сетка превращается в футбольные ворота. |
— То есть настоящее уличное искусство ни у кого не должно спрашивать разрешения?
— Да. Искусство — это самовыражение доступным тебе способом. Задача искусства — достижение личных художественных целей.
— А зачем художникам вообще участвовать в официальных фестивалях, если можно выйти ночью и сделать все, что хочется?
— У фестивалей много плюсов. Там дают материал для работы, следовательно, ты можешь взяться за масштабную идею. Второе — это комьюнити. Важно общаться и знакомиться с другими художниками. И третье — в качестве участника фестиваля проще получить имя, тебе будет приходить больше заказов.
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Максим Има предлагает вернуться в детство и вспомнить, что для игр с мячом не нужна компания. |
— Как коммерческие партнеры искажают фестивали?
— Обычно у таких мероприятий есть направленность. Например, если у тебя партнер Burn, во всех работах должна быть банка энергетика или огонь. Если ты не хочешь играть по правилам — тебе не дадут денег.
— Еще в манифесте «Карт-Бланша» читала, что уличное искусство стало каким-то придатком для мероприятий. Что это значит?
— Например, проходит какой-нибудь музыкальный фестиваль. Там делают стену для граффитистов. Мы рисуем, а люди смотрят. Получается обычное развлечение. Идеи нет. А уличное искусство — это работа с пространством, с городом, поиск интересной художественной формы.
— Но смотри. Художник приезжает в новый город, разрисовывает стену и уезжает. А городу потом с этой стеной жить, а людям каждый день ходить мимо. Разве не нужно обсуждать с ними вид городского пространства?
— Это вопрос личной ответственности художника. Это отличает хорошего художника от плохого. Хороший художник думает о последствиях и о том, как работа впишется в пространство. Похожая ситуация была у Petroaestetic. Ребята сделали абстрактную работу, закрасили стену, но местным не понравилось, мол, слишком темно и непонятно. Это тоже результат. Во многом художники хотят вызвать конфликт, побудить к реакции и размышлениям. Сколько людей, столько и мнений. Если каждый раз собирать консилиум, получится ерунда.
«Кипиш-град» разместили объявление на поверхности Исети. |
— А я правильно понимаю, что сейчас в Екатеринбург собрались художники, которые задолбались согласовывать работы и хотят оторваться?
— Не совсем так агрессивно. Нет такого, что мы пришли сюда и сейчас всем покажем альтернативу. Просто мы хотим познакомиться с городом, сделать хорошие работы при полной свободе.
— Тотальная свобода может привести к тому, что кто-нибудь, например, нарисует огромный розовый член во всю стену. Как это было в Нью-Йорке. Представляю, какой бы ад творился, если бы такая работа появилась в Екатеринбурге.
— А ты знаешь, почему его там нарисовали?
— Нет, не знаю.
— Эту работу заказала феминистическая организация, чтобы показать фаллоцентризм в культуре. В Европе к такому бы очень просто отнеслись. Но лично я не могу сказать, что член на фасаде — это круто. Зависит от того, как нарисовано и в каком месте. Мне кажется, что в Екатеринбурге люди бы не поняли, что это про феминизм, потому что это не наш культурный код.
Бобер от объединения «Кипиш-град» помогает коммунальщикам бороться с тополями. |
— А нужно объяснять свою идею? Ставить рядом с работой табличку?
— Лично мне важно войти в диалог с людьми. В проекте #маленькиелюди я фотографирую прохожих, печатаю и потом где-нибудь клею. Мне хочется, чтобы люди стали ассоциировать себя с персонажами. Поэтому я пишу описания. Но так бывает не всегда. У меня была работа про троицу — полицейские стоят с крыльями ангелов и с нимбами на головах. Одни восприняли как сарказм, другие — как возвышение полицейских и их работы. А я просто напоминал, что в реальном мире полиция наделена ангельскими правами: они могут отнять жизнь или спасти ее. Хочется, чтобы полицейские помнили, к чему им надо стремиться.
— Акция Pussy Riot на финале чемпионата мира по футболу — это круто?
— Они говорят о проблеме, с которой лично я не сталкивался. Эта акция про безграничные полномочия, про ограничение свободы слова, запрет митингов. Я понимаю, почему они это сделали, но, с другой стороны, я понимаю тех, которые называют их акцию мракобесием и использованием праздника в личных целях.
Есть люди, которые не хотят копаться в искусстве и акционизме. У них не забирают друзей с митингов, они работают, получают зарплату и у них все хорошо. Но если они попытаются выйти за рамки личного и попытаются изменить среду — они столкнутся с проблемами. В уличном искусстве то же самое.Хочешь изменить мир? Будь готов получить по шапке. Это твои личные риски. Я участвую в нелегальном фестивале, и я готов взять на себя ответственность.
Портрет от Dyoma21находится на проспекте Ленина 52а. |
— От полиции всегда прилетает по шапке?
— Не всегда. Однажды мы выполняли работу и к нам подошли полицейские. Мы двадцать минут объясняли художественную ценность и в итоге мирно разошлись. Они же тоже люди. Когда ты говоришь о гуманистических ценностях, людям тебя как-то неловко ругать.
Бывает и по-другому. Недавно девушка рисовала птиц на стене, рядом остановился «Ленд Ровер» и мужик полез на нее с матом и кулаками. Уличных художников бьют, потому что люди не хотят вникать и разбираться.