В Ельцин Центре презентуют исследование культурной среды Екатеринбурга, над которым работал режиссер, бывший гендиректор «Золотой маски» Эдуард Бояков и его команда. Управление культуры администрации города называет проект «Екатеринбургский пульс» самым масштабным за всю историю. Москвич должен «поставить диагноз» развитию уральской столицы. Культурная среда города изучалась авторами исследования в 30 ипостасях: от краеведения и экономики культуры до гастрономии, туризма и волонтерства. 66.RU ознакомился с докладом и публикует избранные цитаты столичного режиссера о том, что не так с культурой Екатеринбурга.
Что не так с культурой Екатеринбурга
Культура Екатеринбурга недооценена горожанами
Культурная среда Екатеринбурга — столичного уровня. Если культурная инфраструктура города сравнима с другими региональными мегаполисами, то именно среда («хард» плюс «софт», инфраструктура плюс творческий капитал, медиа, характеристики зрительской аудитории, потребителей культурных услуг, образование и детское воспитание) намного более развита.
Что делать?
«Творчество и инновации» — таким должен быть лейтмотив городского бренда. Это качество способно вдохновлять жителей и гостей Екатеринбурга намного больше, чем перспектива Всемирной выставки или спортивной Универсиады. Мы убеждены, что такой бренд реален и перспективен.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Автор исследования считает, что городу нужно создать бренд, который будет вдохновлять больше, чем ЭКСПО и Универсиада. |
Культурная политика не согласована
Несмотря на развитую культурную среду и богатую традицию культурного строительства, внятной, осознанной, совместной программы действий у города и региона нет. Большое количество примеров управленческих решений, не согласованных на разных уровнях. Это тормозит развитие культуры Екатеринбурга.
Что делать?
Стратегические документы рассчитаны на ближайшую, среднесрочную, долгосрочную перспективы (2–5–10 лет) и должны опираться на согласованную на всех трех уровнях культурную политику. Стратегия развития города должна содержать не просто декларацию, а проработанную программу поддержки и развития креативных индустрий.
Городской патриотизм сопровождает общественные конфликты
Нельзя не отметить, что тема «городского патриотизма» нередко сопровождает общественные конфликты — от противостояния города и федерации, города и области до внутригородских, «дворовых» баталий. Екатеринбург должен вновь найти себя на карте России и Урала, ощутить свою уникальную, геософскую миссию «опорного края» русской цивилизации, «места силы», кладовой талантов, центра православия.
Что делать?
Необходима интегральная краеведческая программа, способная стать аккумулятором символического капитала Екатеринбурга, инструментом духовного объединения жителей города, области, страны. Краеведение — это не только «про вчера». Важнейшая миссия программы — предсказание будущего Екатеринбурга, которое уже сейчас просматривается не только в перспективе инноваций и экономического развития, но и в перспективе уникального творческого климата, архитектурной санации, сохранения памятников, заводской децентрализации, заселения окрестностей и паркового благоустройства.
Фото: архив 66.ru |
---|
Екатеринбург должен стать центром православия. |
Православное проигрывает светскому
Отдельной темой, третьей осью культурных координат, помимо перпендикулярных осей «город-завод» и «город-тракт», стоит тема духовного роста, покаяния, веры. Эта тема, тесно связанная с православным миссионерством на Урале и трагедией казни семьи последнего русского императора, в 2018 году достигла пика. Вместе с тем силы актуального искусства и дизайна, задействованные сегодня в православии, невелики и сильно уступают светскому арт-эшелону (достаточно сравнить дизайн экспозиций крупнейших современных городских центров: парка «Россия — моя история» и Ельцин Центра, первый явно проигрывает второму). Проигрывает православная общественность и в борьбе за восстановление на историческом месте храма Святой Екатерины, несмотря на то, что образ Екатерины Александрийской, святой интеллектуалки, активно используется в проектах городского брендинга (Музей истории Екатеринбурга). Согласию мешает не только «свердловский», постсоветский рационализм, но и жесткая антисоветская позиция православной общественности, для которой Урал — прежде всего место красного террора.
Что делать?
Екатеринбургская земля, как ни одна другая, требует очищения и молитвы представителей всех «лагерей». Союз, скрепленный такой молитвой, таким «консенсусом», может вызвать настоящий духовный и творческий подъем.
Отсутствует художественная экспертиза
Мощный уральский талант и интеллект в таком контексте принимают вид заимствованной «суверенности», на деле — местечковой зависимости от навязанных лекал четвертьвековой давности. Екатеринбург рискует остановиться в развитии, рискует перестать трезво видеть себя и страну. Первые сигналы такой опасности — отсутствие художественной критики, отсутствие экспертного поля, в котором культура «проговаривается», «объясняется», «комментируется», наделяется смыслом, питающим и современное, и будущие поколения.
Что делать?
Екатеринбургу необходим центр культурной экспертизы, который должен как можно быстрее начать работу в виде национального медиа, аккумулирующего силы уральской (и не только) интеллигенции, профессионального сообщества и креативного класса. Создание такого центра экспертизы — архиважная задача для всей русской культуры. По нашему мнению, Екатеринбург — самый подходящий для этого город. Потенциально, миссия эксперта может стать ярчайшим проявлением его столичной функции, ведь обладать интерпретацией сегодня — это обладать властью.
Фото: архив 66.RU |
---|
Со строительства небоскребов Екатеринбург должен переключиться на развитие парков. |
Екатеринбургу не хватает парков
Зеленая зона используется далеко не полностью: кольцо лесопарков не является непрерывной прогулочной зоной, в большинстве случаев это неухоженная, неблагоустроенная и небезопасная для отдыха территория, разрезанная транспортными магистралями, промышленными и жилыми районами.
Что делать?
Если Москва нашла возможность в двухстах метрах от Кремля, на месте самой большой в Европе гостиницы, построить далеко не самый красивый, но все-таки парк, то Екатеринбург должен принять вызов. Парки, возможно, — самый главный и самый непроявленный капитал Екатеринбурга. Небоскребов в Екатеринбурге, сколько ни строй, все равно будет меньше, чем в Нью-Йорке, Франкфурте, каком-нибудь китайском или малайзийском промышленно-финансовом центре. А вот парки — могут оказаться самым невероятным чудом Екатеринбурга, символом возвращения горожанина на землю, символом не просто нового города, а нового образа жизни.
Слишком много фестивалей
Фестивальная среда города повторяет инфраструктурную и архитектурную: здесь царит организационный хаос, в котором легко потеряться и горожанину, и туристу, и самому городу.
Что делать?
Екатеринбургу необходим главный фестиваль, «визитная карточка города», о котором знала бы вся страна и мир (пример — Дягилевский фестиваль в Перми). Необходима внятная, иерархически выстроенная фестивальная программа, ориентированная на разные аудитории (горожан, представителей субкультур, событийный и бизнес-туризм), сезоны, а также важнейшие события (например, выставка «Иннопром»). Фестивали должны быть интегрированы в городской и региональный событийный календарь.
Кто разработал «Екатеринбургский пульс»
Эдуард Бояков в начале 90-х годов был связан с нефтяным бизнесом Михаила Ходорковского. Именно его называют человеком, который вместе с партнерами провел первую в России негосударственную внешнеторговую сделку с нефтью. Новый этап в биографии Боякова начался в 1995 году, когда он стал директором фестиваля «Золотая маска». Был исполнительным продюсером скандальной оперы «Дети Розенталя» в Большом театре, первым в России ставил спектакли по Владимиру Сорокину. Совместно с Политехническим музеем создал «Политтеатр», а параллельно запустил проект «Человек.doc» о героях современности. В 2013 году был избран на должность ректора Воронежской государственной академии искусств, а в 2015 году был снят с поста. «Мне не удалось запустить реформирование академии с той скоростью, с которой хотел, во многом из-за бюрократической системы», — пояснял сам Бояков.
Во время работы в Воронеже Эдуард Бояков взялся за исследование культурной среды региона. Но в итоге «Воронежский пульс» (аналог «Екатеринбургского пульса», который автор презентует сегодня) раскритиковали: его назвали сырым и поверхностным. При этом на исследование потратили четыре месяца и восемь миллионов рублей.
В 2014 году Эдуард Бояков ударился в православие и начал активно поддерживать политику президента Владимира Путина. 12 марта он подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики главы государства на Украине и в Крыму. В 2018 году стал доверенным лицом кандидата в президенты.
зато есть отрицательные результаты - рост мракобесия и т.д.
эксперимент пора сворачивать, у страны есть более серьезные проблемы,
например надо увеличивать число нобелевских лауреатов.
все храмы, кроме вознесенской церкви, снести.
на месте храма-на-крови восстановить дом ипатьева с подвальчиком. церемонии инаугурации и импичмента проводить в нём.
в дальнейшем, если верующие захотят организовывать себе молельные дома и прочие культовые сооружения,
разрешить им это за их счёт с арендой или выкупом земли на общих основаниях.