Благоустроить Шарташский парк должны в течение трех ближайших лет. На первом этапе в парке построят новую дорогу, обустроят велодорожку, сделают освещение. Начальная стоимость этого проекта — 360,2 млн руб. Деньги выделяют из областного бюджета.
8 октября состоялся аукцион на выполнение работ, победитель — компания «Урал Инжиниринг» — снизил цену на 8%: до 331,4 млн руб. Однако контракт до сих пор не заключен.
Алексей Беззуб рассмотрел цифры, приведенные в проекте, и объяснил, как и на чем можно было сэкономить бюджетные средства.
Сколько денег и на что предусмотрено в проекте
Три самые расходные статьи проекта — освещение, электроснабжение и строительство дорог. На эти работы заложено 131 млн, 79 млн и 69 млн рублей соответственно.
Какая дорога пройдет по лесопарку
За 69 млн рублей, которые в проекте проходят как «устройство дорожной одежды», лесопарк получит второстепенный проезд длиной 4,2 км, шириной 3,5 м. Устройство этой дороги будет различаться в южной части (сиреневая линия) и западной (красная линия).
Южная часть длиной 1,4 км будет отделена от территории бордюром с одной стороны и обочиной — с другой. Западная часть проезда (красная линия) длиной 2,8 км совмещена с тротуаром шириной 0,75 м, велодорожкой шириной 3 м, разделительной полосой шириной 0,75 м «с установленными на ней емкостями с растительным грунтом (контейнерное озеленение), в которые высаживаются зеленые насаждения».
По проекту второстепенный проезд предназначен для проезда транспорта, обслуживающего территорию Шарташского лесного парка.
Алексей Беззуб, общественник:
— Самое интересное, что этот второстепенный проезд будет односторонним от ул. Поселок Пески, которая на юге, до ул. Отдыха на северо-западе. То есть при уборке парка можно двигаться только от точки «А» до точки «Б». Вся дорога будет перекрыта шлагбаумами. Сейчас к кузнице или администрации ШЛП заезжают с Егоршинского проезда, потом нужно будет ехать против «шерсти».
Вдоль проезда запроектирован тротуар шириной 0,75 м, который «служит для обеспечения пешеходной доступности к зданиям и сооружениям, расположенным вдоль второстепенного проезда». Как поясняет Беззуб, этот тротуар запланировали только потому, что иначе проектировщики не смогли бы пройти экспертизу.
Наличие тротуара у второстепенных дорог обусловлено сводом правил градостроительства (СП). |
В южной части проезда тротуар не предусмотрен. Согласно проекту, «пешеходное движение на данном участке осуществляется по существующей пешеходнотропиночной сети парка». «Непонятно, почему в южной части проезда нет тротуара, а для западной части он обязательно нужен?» — замечает Алексей Беззуб. И добавляет: в СП речь идет не о тротуаре, а о ширине пешеходной части тротуара. Спокойно можно было объединить тротуар и велодорожку — это бы решило проблему уборки и использования тротуара инвалидами и мамами с колясками.
Как ходить по дороге с колясками
Проектом предусмотрено устройство пониженного бортового камня в местах примыкания других дорог и тропинок — для удобства съезда. Но кому будет удобно съезжать — неясно, отмечает Беззуб.
«Ширина наиболее популярных марок колясок — 65 см. При таком устройстве дороги, как предлагают проектировщики, ее нужно будет катить, прижав одним колесом к бордюру тротуара, вторым — на бордюре дороги, балансируя, чтобы не перевернуть коляску», — отмечает Беззуб. |
В чистоте и отсутствии луж на дороге также можно усомниться. По проекту уклон велодорожки и дороги идет в сторону тротуара, для отвода воды предусмотрены лотки. Однако зимой они замерзнут и весной не смогут отводить талый снег, уверен общественник.
Лоток сделан так, что либо он будет утоплен в тротуаре на 3 см, либо не сможет отводить полностью воду с проезда, и на дороге будут стоять лужи до 1,25 м от бордюра. |
По проекту тротуар стоит 7,7 млн рублей, но при таком устройстве зачем он нужен — непонятно.
Какая дорога нужна в парке
Как отмечает Беззуб, выбранную категорию дороги — второстепенный проезд — делают для подъезда к жилым домам и предприятиям внутри микрорайонов. Но на территории Шарташского лесопарка жилых домов нет, здесь нужно делать парковую дорогу.
В СП 42.13330.2011 приводятся критерии, которые применяются к категориям улиц и дорог. |
Это значит, что дорога могла быть шириной не 3,5 м, а 3,0 м и иметь двустороннее движение, по которой могут ехать велосипедисты. Тротуар в этом случае не нужен. Тогда бы стоимость была 20 млн рублей, а не 69.
Проектировщик невозможность спроектировать парковую дорогу объясняет тем, что у проезда радиус поворота 25 метров, а у этой парковой дороги — 75 метров.
«Таких поворотов три, два из них — перекрестки, а третий вполне можно вписать в радиус более 75 метров, если изменить траекторию», — отмечает общественник.
Так участок дороги выглядел на изысканиях — по сути, это перекресток. |
Таким поворот будет по проекту: вместо перекрестка — поворот. |
Аналогичным образом спроектировали и еще один участок.
Зачем красные дорожки и гранит
Проектировщики, выполняя задание заказчика — Дирекции лесных парков, заложили велодорожки красного цвета и гранитный бордюр.
Из описания проекта:
— Для большей заметности велосипедных полос в проектной документации используется дорожное покрытие красного цвета. Для удобства восприятия и организации движения пешеходов и велосипедистов покрытие на проезжей части велодорожки предусмотрено из красного асфальтобетона.
По мнению общественника, такая «яркость» в данном случае — лишняя: велодорожка и так будет обозначена разметкой и знаками, так зачем делать красный асфальт? «Откуда нужно будет заметить красную велодорожку? С борта самолета? За это не жалко заплатить 12,9 млн рублей? — задается вопросами Беззуб. — В Европе, например, я видел красный асфальт только на велодорожке, которая идет по проспектам, чтобы обеспечить безопасность. В лесу велодорожки из красного асфальта шириной целых три метра, огороженные с двух сторон гранитными бордюрами, — это полный бред».
Избыточными выглядит и требование заказчика сделать бордюры из гранита. Гранитные бордюры — это тоже требование заказчика. «Парк от мусора убрать не могут, а почти 16 млн рублей на гранитные бордюры потратить могут», — комментирует общественник.
Алексей Беззуб:
— Очень много вопросов к проекту, непонятна целесообразность тех или иных решений, как следствие — высокая стоимость. Зачем на односторонней дороге делать клумбы, разделяя велосипедистов и машины, которые могут двигаться со скоростью 20 км/ч? С освещением еще предстоит разобраться, непонятно, почему на 146 столбов освещения тратят 130 млн рублей. Пока общее впечатление, что этот проект — халтура, очень обидно, что за так много денег будет сделано так мало.
Ранее координатор «Дорожного ревизора» уже критиковал проект. Тогда он обратил внимание на слишком узкие пешеходные зоны, сложности для проезда уборочной техники. Уклон в сторону пешеходной зоны, по его словам, приведет к постоянным лужам, а бордюры Алексей Беззуб назвал просто слишком дорогими. Позднее общественник отказался от претензий к дороговизне бордюров.
Свой ответ на претензии дал директор лесопарка Артур Зиганшин. По его словам, пешеходные дорожки появятся на следующем этапе реконструкции парка, поэтому ширина велодорожек не станет проблемой. Он также пояснил, что водоотвод не допустит грязи на тротуаре, а уборку осуществят средства малой парковой механизации, которые поместятся на узких дорожках.
Напомним, торги на строительство велосипедных дорожек в Шарташском парке выиграла компания «Урал Инжиниринг». Подрядчик выполнит работы за 331,4 млн руб., что на 8% ниже стартовой цены. По данным системы Контур.Фокус, для «Урал Инжиниринга» благоустройство Шарташского парка — самый крупный подряд с 2015 года.