По итогам опроса «Левада-центра», за последний год в России резко выросло число ксенофобов. Рейтинг «нетерпимости» возглавили цыгане (рост с 17 до 32%), китайцы (с 15 до 31%) и вьетнамцы (с 12 до 26%). Также выросла доля россиян, одобряющих идею «Россия для русских», — с 10 до 19%. Из общего числа респондентов, 39% лояльно относятся к дискриминационным высказываниям арендодателей и работодателей (в Москве процент таких ответов достиг 63). До 67% опрошенных считают, что приток мигрантов нужно ограничить.
Карина Пипия, социолог «Левада-центра»:
— Если в целом уровень этнофобии за год вырос на 12 п. п., то частота выбора тех или иных «нерусских» позиций увеличилась в 1,5 раза. То есть спектр неприязненного отношения расширился.
В зависимости от социально-политической обстановки, разные объекты неприятия актуализируются в общественном мнении, пишут «Ведомости». «Неприязнь к другим гражданам, и шире — к государствам, на фоне чемпионата мира по футболу демонстрировала позитивную динамику, чему косвенное свидетельство — заметное улучшение отношения к США и ЕС летом 2018 г. Эта внешняя ксенофобия в 2014–2017 гг. вытеснила этническую ксенофобию, распространенную до 2014 г. Теперь же на место негативного отношения к Западу возвращается базовая ксенофобия к этническим меньшинствам», — объяснила Карина Пипия.
Российское правительство уже поднимало вопрос регулирования мигрантов. В этом году были снижены квоты на работу и проживание для иностранцев. В Свердловской области число приезжих сократили до 1500 человек, что в два раза ниже прежней нормы. Выделенные должности предполагают наличие определенной квалификации: инженеры, финансисты, строители. Тем не менее Средний Урал остается одним из основных регионов — потребителей иностранной рабочей силы.
это ты?
Шарлемань: Он избавил нас от цыган.
Ланцелот: Но цыгане -- очень милые люди.
Шарлемань: Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не
видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди
страшные.
Ланцелот: Но почему?
Шарлемань: Это бродяги по природе, по крови. Они -- враги
любой государственной системы, иначе они обосновались бы
где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены
мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они
проникают всюду. Теперь мы вовсе очистились от них, но еще сто
лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет
цыганской крови.
Ланцелот: Кто вам рассказал все это о цыганах?
Шарлемань: Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в
первые годы его власти.
Ланцелот: Славные, нетерпеливые люди."