Следственный комитет начал проверку по публикации The Insider. В конце марта издание опубликовало истории двух семей (одна их них общалась с журналистами анонимно), которые обвинили органы опеки Орджоникидзевского района в продаже детей приемным родителям. В схеме оформления опеки, по версии издания, задействованы начальница районной опеки Наталья Болотова и Елена Колясникова, юрисконсульт отделения № 1 ГКУЗС «Специализированный дом ребенка».
Из публикации The Insider:
— На одном из мальчиков Ирина и Олег [приемные родители] решили остановиться. Елена [юрисконсульт отделения № 1 ГКУЗС «Специализированный дом ребенка» Елена Геннадьевна Колясникова] рассказала жизненную историю ребенка, даже прислала фотографию его мамы. В результате мы спросили, что надо сделать: приехать, что-то подписать? Она сказала: я поговорю с начальником опеки. Спустя несколько дней позвонила и сказала, что глава опеки на вопрос об этом малыше как бы в шутку озвучила цифру — 80 [тысяч рублей].
Елена Колясникова «начала уверять в том, что в доме малютки находятся в основном тяжелые дети с огромным количеством заболеваний». При этом издание утверждает, что Колясникова устраивала в семьи так называемых «социальных сирот», родители которых не лишены прав, но передали их на попечение государства. Формально таких детей невозможно усыновить, их фотографий нет в общей базе. Но, по словам источников The Insider, Колясникова помогает в оформлении детей в семьи, конечно, не бесплатно.
Один из родителей рассказал схему, по которой работают органы опеки: ребенок попадает в дом малютки по заявлению родителей о том, что они отдают его государству на временное содержание из-за трудной жизненной ситуации. Статистика не портится, ребенка не изъяли. Мать обновляет документ раз в полгода, ребенок остается в системе, но ни в какую базу не попадает, устройству в семью не подлежит. Деньги государством на его содержание выделяются.
Сама Колясникова отвергла все обвинения: по ее словам, никаких денег за детей глава районной опеки Болотова у родителей не требовала, «она не тот человек». Юрисконсульт утверждает, что родители просто недовольны работой опеки: «на всех не угодишь, часто бывают конфликты», «родители приходят и говорят — почему везде детей продают и покупают, а я им отвечаю: у нас такого нет».
Родители настаивают, что сумма, которую органы опеки требовали с них за ребенка, — 80 тысяч рублей – неоднократно упоминалась в разговорах с юрисконсультом детского дома.
Из публикации The Insider:
— Елена постоянно давила на нас и запугивала. Она жаловалась, что у нее 600 человек в очереди на усыновление, все хотят здоровых детей, славян, убеждала нас, что надо рассчитывать на свои силы, брать здоровеньких детей. Вот вам здоровенькие — за 80 тысяч. Постоянно подчеркивала: в нашем мальчике нет ни капли черной крови! Ребенка можно забрать в тот же день, это вообще фантастика, все включено — за 80 тыс. руб.
После публикации Следственный комитет по Свердловской области начал проверку орагов опеки по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями.
Александр Шульга, старший помощник руководителя СУ СКР по Свердловской области:
— В публикации СМИ указаны сведения о возможных фактах обналичивания денежных средств, принадлежащих детям-сиротам, о продаже закрепленного за ними недвижимого имущества и о возможных злоупотреблениях работниками органов опеки и попечительства Орджоникидзевского района города Екатеринбурга при передаче детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, под опеку в приемную семью. В связи с чем доследственная проверка организована на предмет возможного наличия признаков преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Сотрудники СК опросили работников территориального органа опеки и отделения № 1 ГКУЗС «Специализированный дом ребенка», сейчас следователи устанавливают личность пострадавших родителей. Кроме того, идет проверка служебной документации в доме ребенка.
Доследственная проверка находится под контролем руководства Следственного комитета области. Если факты, указанные в публикации, подтвердятся, будет возбуждено уголовное дело.