Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Опыты на детях. Студенты смотрят и комментируют предвыборные ролики Кремля в день тишины

17 марта 2018, 15:00
Опыты на детях. Студенты смотрят и комментируют предвыборные ролики Кремля в день тишины
Фото: Скрин, кадр ролика на YouTube
Предвыборная кампания 2018 г. стала самой необычной за последние несколько лет. Во-первых, на нее был выделен рекордный бюджет, во-вторых –
в ней впервые были использованы новые технологии, в третьих – она стала по-настоящему массовой. А кампания запомнится тем, что она полностью «заточена» на молодежь. Как 18-летние ребята оценивают ее — в материале 66.RU.

В этом году ЦИК и аппарат президента сделали упор на вирусные агитролики в Сети. Сначала клипы расходились по соцсетям из паблика «Только для взрослых» (принадлежит журналу Maxim). До подписчиков доносили простую мысль: если ты взрослый — иди на участок. Позже издание «Лента.ру» запустило свой спецпроект: в нем популярные видеоблогеры — Юра Хованский, Даня Камков, Никита Гридин (больше известный как Кузьма), Lizzka, Маш Милаш — предлагают свои предвыброные программы и призывают подписчиков голосовать за них.

За день до выборов мы попросили прокомментировать популярные предвыборные ролики 18-летних избирателей (на которых они и были рассчитаны). В качестве примера выбрали пять видео: одно из проекта «Ленты», три — из паблика «Только для взрослых» и еще одно – от уральских авторов.

1. Кузьма всех сыграл

Видео Кузьмы — из спецпроекта «Ленты». Описание к ролику, который автор выложил на своем канале в Youtube, с долей сарказма говорит о неизменном: иди голосовать. «Кузьминизм в массы! Если я стану президентом, то моим первым указом станет удаление всех деревьев на территории России и постройка огромной парковки для машин. Хотите такое светлое будущее? 18.03.2018 / ВЫБИРАЙ», — такие строчки сопровождают ролик.

Осторожно! В ролике присутствует нецензурная лексика. Строго 18+

По мнению 18-летних студентов, ролик Кузьмы — один из самых нейтральных в подборке — в первую очередь потому, что агитация в нем совсем не видна.

Арина Баталова, студентка 1-го курса художественного училища им. Шадра:

Опыты на детях. Студенты смотрят и комментируют предвыборные ролики Кремля в день тишины

— Ролик мне понравился, потому что это отсылка к распространенной шутке: под многими роликами на YouTube в комментариях писали и пишут фразы наподобие «Кузьма хорошо сыграл кого-либо», хотя самого Кузьмы в ролике нет. Этот мем родился благодаря роликам на канале Хованского, в которых он проводил интервью с якобы настоящими знаменитыми ютуберами, такими как Марьяна Ро, Шурыгина, Соколовский. Но на самом деле их всех играл Кузьма. В клипе Кузьмы я бы и не увидела призыва идти голосовать, если бы не зашла в комментарии, а потом и в описание.

О том, что клип никак не мотивирует проявить гражданскую позицию, говорит и еще одна девушка. Правда, причину указывает другую.

Юлия, выпускница СУНЦ:

— Этот ролик вполне в духе Никиты. Однако после размещения видео, поклонники Кузьмы стали массово писать комментарии, что отписываются от канала: по их мнению, Кузьма «продался». Не могу сказать, что я фанат Гридина, ролик как ролик. Но само участие блогеров во всем этом действительно вызывает только одну мысль — об их продажности. Мотивации идти голосовать это точно не дает.

2. Шурыгина в социальной рекламе

Ролик о звонке Вовы разошелся по сетям очень быстро: в частности потому, что главная в нем — Диана Шурыгина, скандально известная девушка из Ульяновска.

Отметим, что точно такой же ролик может сделать любой подписчик паблика «Только для взрослых» в соцсети «ВКонтакте»: для этого надо лишь разместить свое фото на специальном ресурсе.

В оценке этого видео наши респонденты были однозначны: идти на выборы после просмотра ролика ни один из них не захотел.

Павел Ларионов, будущий юрист, охарактеризовал клип словом «странный». Во-первых, считает Павел, у авторов плохо с логикой.

Павел Ларионов, студент УрГЮУ:

Опыты на детях. Студенты смотрят и комментируют предвыборные ролики Кремля в день тишины

— Допустим мне позвонили, сказали посмотреть в окно, и я увидел, как Шурыгина с плаката утверждает, что «теперь все можно». Почему под этим «все» имеют в виду выборы 18.03.2018, неясно. Для меня «все можно» — это как минимум летать и жить вечно. Если авторы думают, что как только молодежи, на которую направлен этот ролик, разрешат делать «все», та сразу толпами повалит на избирательные участки, — они ох как ошибаются.

Второй аргумент Павла касается нравственности героини, от лица которой идет ролик. «Это достаточно интересная особа, скажем прямо. Но почему-то ПДД нарушает, к экзамену не готова, а после якобы «удачной» сдачи этого экзамена идет отмечать это дело в клуб, где встречает члена избиркома. Если создатели ролика такими видят сегодняшних студентов, они даже близко не угадали», — уверен Павел.

И приводит третий аргумент.

Павел Ларионов:

— С какой радости я, вполне разумный человек, должен в принципе приходить на выборы? Ну допустим мне показали, как девушка едет на экзамен, как в клубе встречает парня, ну и что? Где причина-то? Нет обоснования. По пятибалльной системе Павел оценил этот ролик на «единичку»: за глупую агитацию, а точнее — ее отсутствие, и за то, что ролик снят вполне прилично, «за исключением мужской руки с женскими ногами».

Девушки высказались по поводу этого видео более жестко.

Арина Баталова:

— Ролик с Шурыгиной мне не понравился, потому что к ее персонажу я отношусь резко негативно. К тому же такая явная реклама очень неприятна.

Кира Климачева, НИУ ВШЭ (СПб):

Опыты на детях. Студенты смотрят и комментируют предвыборные ролики Кремля в день тишины

— Олицетворение главного выбора страны с личностью Шурыгиной — это позор. Понимаю, что главная цель — двигать в массы, логично при этом и использовать популярные образы, превращая это уже даже не в массовую культуры, а в то, что культурой назвать нельзя. От просмотра мерзкое ощущение — даже при твердом желании идти заставляет задуматься над «а зачем?», в общем, производит обратный эффект.

3. Молодежь и пенсионеры в агитационном рэпе

Ролик, снятый Новоуральской вещательной компанией, не смог досмотреть до конца ни один студент. «Рассчитывать привлечь молодежную аудиторию хором пенсионеров? Что?» — так отреагировала на видео 18-летняя Юлия из СУНЦа.

Другие студенты тоже были немногословны.

Арина Баталова:

— Просто испанский стыд… И опять же очень явный призыв, очень явная реклама.

Кира Климачева:

— Неприкрытая агитация, которая очень режет слух, взгляд. Навевает ощущение отсутствия выбора, в чем-то вырисовывается советский образ. Желание [пойти голосовать] также ставится под большое сомнение, даже очень твердое.

Павел Ларионов:

— Все они читают плохо. А по выражениям лиц пенсионеров сразу понятно — делают это не за идею, а за лишние 500 рублей к пенсии, чтобы хоть как-то прожить. Даже комментировать не буду — очередная гадость, которая для «пущей убедительности» сопровождается типа самым популярным направлением в музыке.

4. «Какой же ты взрослый?»

Следующие два ролика молодые люди оценивали вместе: «Авторы одни, сразу видно». Оба клипа выложены в паблике «Только для взрослых», как и видео с Шурыгиной, однако такого негатива они не вызвали. Правда, и особого позитива — тоже.

Павел Ларионов:

— Есть такая штука, как простой категорический силлогизм. Если представить основные мысли из этого ролика в виде него, получится: если ты взрослый (18 лет), ты должен пойти на выборы; если ты взрослый, ты можешь заниматься сексом. Вывод:
Ты должен пойти на выборы, чтобы заниматься сексом. Но простите, нет!

Кира Климачева:

— Тут вообще абсурд, слишком наигранно, смешно, в чем-то пародийно. Хочется смеяться и плакать одновременно — абсолютное редуцирование выборов. Ощущение тоже из противных, обидно за то, что такая реклама может сработать.

Юлия:

— Я не знаю, на кого рассчитано это видео. Это какая-то асбсолютно нереальная ситуация, со всем этим клубом и быстрым сексом. Этот ролик вызывает не желание пойти на выборы, а желание поскорее отмыться. Неужели авторы представляют нас такими?

5. Когда кто-то выбрал за тебя

Видео с условным названием «Эдик» появилось в соцсетях одним из последних: в интерьерах совдеповской столовки под нелепую музыку в нелепом платье девушка должна выйти замуж за только что увиденного жениха — все потому, что выбор за нее сделали другие.

«Он тупой», — очень кратко охарактеризовал ролик Павел.

«Подобное лишь вызывает желание закатить глаза, но никак не пойти на выборы», — сказала Арина.

«Сразу два стереотипа о главных событиях — выборы для страны и свадьба для девушки. Каменный век какой-то», — фыркнула Юлия.

И только Кире ролик показался более интересным, чем остальные.

Кира Климачева:

— Этот более-менее адекватный: переложенный на жизнь, достаточно забавный и хоть с какой-то моралью: что выбирать нужно самому. Но я бы добавила чуть больше о самом голосовании. Впрочем, может, это новый тренд в рекламе: весь ролик об отрешенном и лишь концовка — о продукте.

К слову, по мнению Киры, первый выборный «вирус» о не пошедшем на выборы мужике и «геях на передержке», вокруг которого разгорелось немало споров, — то, что надо. «Он понятный, с вполне нужным выводом. Если бы задача стояла снять неформальный вариант, я бы срежиссировала что-то подобное», — говорит Кира.

В целом все наши 18-летние респонденты, которые завтра должны пойти на избирательные участки, считают, что ажиотаж вокруг голосования, созданный ЦИК, скорее, убивает желание опустить бюллетень в урну.

Арина Баталова:

— Вся эта ситуация с политикой, выборами, скандалами и проблемами очень давит. Не только на меня, но и на всех, кого я знаю. Тяжело наблюдать за тем, что происходит в стране и не иметь возможности как-то на это повлиять. Сама я еще думаю, пойти или нет на выборы.

Павел Ларионов:

— Год назад на вашем же портале я говорил, что, скорее всего, на выборы пойду. И даже назвал, за кого буду голосовать. Но только дурак не меняет мнение. Тогда я еще не видел того ужаса, что происходит сейчас, того ажиотажа, который творится ради повышения явки. Все эти ролики — не в них ведь дело. Меня бы зацепил нормальный кандидат, а не сценарии, написанные непонятно для кого.