Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы

8 января 2018, 16:36
Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Алена Могорита делает удивительные игрушки из ваты. Она считает, что возрождает историю и ушедшие традиции. Мы побывали у нее в мастерской и вместе с ней совершили путешествие в прошлое.

Глядя на чудесные фигурки, аккуратно развешанные на мерцающей огоньками елке, трудно понять, из какого материала они сделаны. Кто бы мог подумать, что из обычной пушистой ваты, совершенно не ассоциируемой с чем-то праздничным, могут получаться такие шедевры.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

Приглушенные краски, аксессуары, особый стиль прорисовки лиц — все это создает впечатление, что игрушки стары, им пора в музей. Однако на самом деле они новые, просто специально состарены с помощью художественных штучек.

Алена Могорита, художник по авторской кукле:

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы

— У меня желание сотворить что-то такое всегда появляется во время зимних праздников, когда все вокруг словно замирает в ожидании чуда. Винтажный стиль своим работам я выбрала потому, что живу этим: коллекционирую антикварных кукол, реставрирую их сама, собираю советские елочные игрушки. Делая винтажные новогодние украшения, ты погружаешься в историю, причем не просто страны или города, какого-то периода, а обычных семей. Ты общаешься с людьми, они рассказывают о традициях, связанных с празднованием Нового года, делятся теплыми воспоминаниями. И это бесценно!

Как рассказала 66.RU Алена, история появления ватных игрушек непосредственно связана с историей празднования главного зимнего торжества. Все началось со средневекового обычая германских народов наряжать к Новому году ель. Люди верили, что зеленое хвойное дерево является символом бессмертия и в нем обитают добрые духи природы, отгоняющие зло от их жилищ. Украшениями в ту пору служили яблоки, пряники и орехи. Настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия.

В России же отмечать этот праздник стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Игрушки из стекла в то время были очень дорогими, за набор иногда просили столько же, сколько и за корову, поэтому порой даже обеспеченные люди брали их напрокат. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные. Их можно было купить в магазине либо изготовить самостоятельно.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Новый год был запрещен, поэтому следующие десять лет елки в нашей стране вообще не украшали.

Алена Могорита:

— Но вот в 1930-х годах зимний праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. По технологиям, елочные украшения этого времени не слишком отличались от дореволюционных, так как доступность металлических форм и стекла была по-прежнему очень мала. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, так как оно требовало лишь доступное дешевое сырье и ручной труд. Я делаю игрушки в лучших традициях тех времен: из клейстера и ваты, иногда я использую для каких-то определенных персонажей антикварные головы, которые покупаю за границей.

Изготовление одной ватной игрушки — процесс кропотливый и совсем не быстрый. Из-за просушки материала на один экземпляр уходит около 4 дней работы.

Основой для фигурок служит проволочный каркас (скелетик), на который слой за слоем укладывается вата, хорошенько пропитанная крахмальным клейстером. Благодаря податливости материала и фантазии человека, форму изделию можно придать любую, ограничений в принципе нет, главное приспособиться. Лица, по форме напоминающие маски, делали из папье-маше, воска, использовали отбитые от любимых статуэток головы. На них, зачастую вручную, рисовали брови, губы, глаза и обязательно румянили кончик носа и щеки.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

Алена Могорита:

— По елочным игрушкам можно легко понять, чем жила страна. По ним в буквальном смысле слова можно изучать историю. Вот, например в 1935 году на экраны вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. И тут же витрины магазинов запестрили ватными акробатами, арлекинами и дрессированными пуделями. Спустя несколько лет в честь экспедиции Папанина на Северный полюс артельщики выпустили серию из 4 фигур: полярник с медведем, устанавливающий на Северном полюсе красный флаг, станция «Северный полюс» и медведь-лыжник, разносящий почту.

Образы для своих игрушек Алена тоже черпает из прошлого. Она оживляет в реальном времени героев сказок, любимых мультфильмов, делает, так сказать, ремейки на популярные ватные игрушки прошедших десятилетий. Иногда покупатели просят воплотить в жизнь какую-то совершенно необычную идею.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

Алена Могорита:

— Недавно, например, мне заказывали работу: женщина очень хотела подарить маме себя маленькую. Я сделала ее в образе ребенка, по фотографии, в шубке, рукава которой были из другого меха. В те годы все было экономично, поэтому когда ребенок вырастал из подобного рода вещи, ему дошивали части по размеру.

Отличие ватной игрушки от других, например, тех же стеклянных, заключается в том, что они долговечны. Такое украшение может сохраняться в семье на протяжении долгих лет и не только радовать новые поколения в качестве красивой елочной подвески на Новый год, но и становиться уникальной реликвией.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

Алена Могорита:

— Ну что тут сказать, игрушки любят все, а елочные тем более. Ведь Новый год — пожалуй, одно из самых теплых и волшебных воспоминаний детства. Поэтому совсем не удивительно, что его атрибуты не теряют своей чарующей власти над сердцами взрослых людей. Например, советские сюжеты в моих работах — это как раз ностальгия по тому времени, когда мы были детьми, по маме, бабушке. Это наше прошлое, наши традиции. Пройдет время, и наши дети, глядя на эти вещицы, будут вспоминать нас.

Текст: Любовь Шадыева