Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ёлка — символ сопротивления. Как Екатеринбург отмечал Новый год сто лет назад

1 января 2018, 13:55
Ёлка — символ сопротивления. Как Екатеринбург отмечал Новый год сто лет назад
Фото: Семен Чирков, ЕТВ, 66.ru
2017-й стал годом столетий. В России отмечали юбилей Октябрьской революции и всего, что было создано большевиками: ЗАГС, ВЧК (позже — органы госбезопасности), МВД и других ведомств и организаций. В Новый год 66.RU рассказывает о том, как Екатеринбург отмечал праздник в первый год власти Ильича.

Обстановка

Октябрьская революция 1917 года состоялась. Царская семья находится в ссылке — ее отправили в Тобольск, который находится недалеко от Екатеринбурга. Великие княжны разболелись, царевичу нездоровится. «31-го декабря. Воскресенье. Не холодный день с порывистым ветром. К вечеру Алексей встал, так как мог надеть сапоги. После чая разошлись до наступления нового года», — пишет император Николай II в канун праздника.

Ёлка — символ сопротивления. Как Екатеринбург отмечал Новый год сто лет назад
Фото: Скрин, журнал "Православный вестник", orthodox-magazine.ru

Заготовка дров — одно из занятий членов царской семьи в ссылке в Тобольске

Первая мировая война продолжается, но в России все чаще звучат призывы отказаться от участия в ней. «Дальше мы воевать не можем. Единственное, что нам сейчас остается, — это заключить мир с Германией. Это даст нам возможность спасти государство от полной катастрофы», — заявляет 20 октября военный министр Александр Верховский. Россия выйдет из конфликта только в марте 1918-го.

Многим едва хватает денег на самое необходимое. Ежедневно растут цены, надвигается голод. С другой стороны, даже в сложное время у части людей остаются деньги на излишества. Большевики тем временем выпускают один декрет за другим. Их становится так много, что обыватели уже перестают в них разбираться.

Городская управа не справляется с порядком в Екатеринбурге. За пару дней до Нового года чиновники не выдерживают — они решают разработать обязательное постановление об очистке тротуаров. Ходить по проспектам невозможно — в газетах пишут, что они находятся «в безобразном состоянии».

Встречать праздник в городе небезопасно. Население грабят даже не преступники, а организованные группы красногвардейцев, которые врываются в богатые дома и устраивают там обыски. После таких визитов хозяева теряют ценности и деньги.

«Ночью 24 декабря в квартиру гр. А.Е. Коган ворвались вооруженные матрос и красногвардеец. Угрожая револьвером и винтовкой, ворвавшиеся начали производить самочинный обыск. […] На место происшествия прибыл комиссар и потребовал у производившаго обыск матроса удостоверение личности, которое тот предъявил и оказался надзирателем уголовнаго розыска, матросом Поповым. При обыске Попова у него найдены серебрянные часы, два золотых кольца и 25 штук папирос. Вещи оказались украденными при предыдущих обысках, и возвращены их владельцам», — появляется в конце декабря 1917-го заметка в местной газете.

В конце декабря 1917-го начальник местной милиции просит вооружить милиционеров винтовками, чтобы противостоять бандам. Кроме того, правоохранители борются с пьянством. Перед праздником милиция обнаружила склады с самогоном в разных районах города. Спиртное уничтожили.

Несмотря ни на что, люди поздравляют друг друга с наступающим, шлют открытки и письма. «Недавно, в поездке в Москву и Саратов, мне пришлось все видеть воочию и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица… Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных, запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло. Идет Новый год», — пишет Михаил Булгаков 31 декабря 1917-го своей сестре Наде.

Торговля

Предновогодний шопинг в 1917-м в Екатеринбурге не радует покупателей. «В связи с переживаемым городом продовольственным кризисом цены на продукты на базарах и рынках стояли перед праздниками очень высокия. Продуктов продовольствия было мало, и граждане г. Екатеринбурга встретят праздник Рождества почти что с «голодным столом», — пишут журналисты в заметке от 25 декабря.

На столе не будет сахара — плановой выдачи продукта горожане не дождались. О двух кусочках колбаски можно только мечтать. Мясо приобретают лишь состоятельные горожане. Перед праздником цены на него так подскочили, что покупатели готовы громить лавки от злости.

Даже елку домой выбрать сложно. «Елочный рынок в текущем году работал плохо. Подвоз елок был средний. Торговля елками шла тихо», — замечают корреспонденты местных изданий. «Особаго оживления в магазинах пред нынешним Рождеством с игрушками и сюрпризами не было. Объясняется это условиями переживаемаго времени», — добавляют они же.

Чтобы украсить дом к празднику, горожанам приходится выкручиваться. В ход идет картон, вата, краски. Во многих семьях каждый готовит свою игрушку, чтобы повесить затем на елку. Хендмейд в тренде. Екатеринбуржцы мастерят игрушечных птиц и зверей, королей и пажей, фрукты и ягоды, не подозревая, насколько серьезными окажутся происходящие перемены.

Ёлка — символ сопротивления. Как Екатеринбург отмечал Новый год сто лет назад
Фото: Музей истории Екатеринбурга, vk.com/ekbmuseum, 66.ru

В Музее истории Екатеринбурга можно увидеть дореволюционные и советские новогодние игрушки

Лучший подарок на Новый год — деньги, полезные вещи, еда или одежда. При этом не все способы добычи приятных сюрпризов законны.

«Легче всего подобрать подарок жене, так как способ его доставания менее рискован. Внимательно осмотрев толпу гуляющих на одной из людных улиц, выбираете на какой-нибудь даме хорошие меха и решительно крикнув около нее: «Долой союзных империалистов», быстро снимаете меха:

— Позвольте, — протестует дама. — Это меха мои.

— А вы читали последний декрет о квартирном налоге? — резко спрашиваете вы. — Не читали?

— Нет, — сознается дама.

— То-то, — снисходительно говорите вы», — острят корреспонденты «Нового сатирикона».

Тусовки

Это в 1918-м начнется борьба с Рождеством и Новым годом, а в конце 1917-го у горожан голова болит из-за большого выбора мероприятий. Во второй половине декабря газеты все чаще объявляют о елках, танцевальных вечерах, спектаклях, благотворительных концертах:

  • Во всех начальных школах Екатеринбурга, а также для учеников младших классов средних учебных заведений предположено на Рождественских каникулах устроить елки с подарками. Устройство елок предположено также и в некоторых детских приютах. 25 декабря в 5 часов вечера в детском саду гор. попечительства о бедных будет устроена елка. Подбор подарков довольно разнообразный, преимущественно практическаго характера, как-то платья, фартуки и другия полезныя вещи. Елка устраивается на средства гор. попечительства.
  • Екатеринбургским Союзом Рабочих Печатнаго Дела в 3-й день праздника, 27 декабря, в 4 часа дня, в помещении Союза кредитных товариществ, устраивается елка для детей рабочих печатнаго дела и танцевальный вечер.
  • 29 декабря утром в Новом городском театре будет устроен детский праздник — «Дети детям» и поставлен спектакль, в котором будут участвовать исключительно дети в возрасте от 6–13 лет.

Праздники длятся почти две недели — с 25 декабря по 5 января. 25-го православные вместе со светским населением отмечают Рождество, 1 января — Новый год. На праздники принято готовить массу снеди. Домочадцев потчуют калачами, кашами, курниками, блинами, ватрушками. Гостям дарят орехи, пышки и фрукты.

В деревнях свои забавы. По селам гастролируют передвижные елки. Нарядное дерево возят в специальном вагоне из одного населенного пункта в другой. Прибытие такого поезда для местной детворы — все равно что приезд Филиппа Киркорова для фанатов его творчества. Если бы на мероприятие продавали билеты, елка могла бы похвастаться солд-аутом. Поглазеть на нее сбегалась окрестная ребятня. Они слушали граммофон и смотрели кинематографические картины, которые только становились мейнстримом.

Перемены

Рождество в 1917-м становится последним, которое православные христиане празднуют 25 декабря, одновременно со светским календарем. Новая власть стремится вычеркнуть церковь из жизни общества. В 1918-м Совет народных комиссаров принимает декрет о введении Григорианского календаря. Глава церкви, патриарх Тихон — против этого новшества и остается верен Юлианскому календарю. Из-за разницы между календарями, для светского человека Рождество «переезжает» на 7 января (по новому стилю), хотя для священнослужителей, которые пользуются Юлианским календарем, оно так и осталось 25 декабря.

Ёлка — символ сопротивления. Как Екатеринбург отмечал Новый год сто лет назад
Фото: Скрин, ресурс "Жизнь в СССР", ussrlife.blogspot.ru

В 1920-х власти решили окончательно «добить» религиозные праздники, а в 1929-м Новый год стал рабочим днем

Почти шесть лет граждане страны Советов покупают елки нелегально. Рубка и продажа елок на праздник запрещена, поэтому бизнесменам приходится скрываться. «На Смоленском рынке на просьбу покупателя дать елочку покрупнее, попышнее, продавец лаконично отвечает: «Ноне в продаже мелкая. С крупной заберут!» Покупатель маскирует свою сделку с продавцом — приобретенный товар упаковывается в мешок или обертывается бумагой. Торг в разгаре, особенно накануне Рождества и Старого Нового года», — пишет «Вечерняя Москва». Дерево становится одним из символов протеста против диктатуры власти.

Привычную елку возвращают только в середине 1930-х гг. с согласия товарища Сталина.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала автора выставки «Новогодние истории» в МИЕ Наталью Боровикову, руководителя Музея святости и подвижничества Оксану Иванову и автора канала «Екатеринбург 17» в Telegram Екатерину Загуменную. При подготовке материала были использованы данные ресурса «Проект 1917» и Библиотеки Максима Мошкова.