Авиадебоширов ограничат в перелетах, — такое решение принял президент Владимир Путин, подписавший соответствующий пакет законов 4 декабря. Он вступит в силу через полгода после опубликования.
Обсуждение идеи продолжалось четыре года. Еще в 2015 году только у «Аэрофлота» в базе нарушителей правил полета было больше 2,5 тысячи человек. Но запретить им вновь пользоваться услугами авиакомпания была не вправе.
С середины 2018 года, когда закон примут окончательно, перевозчики будут вправе отказывать нежелательным клиентам в перелетах в течение года после внесения в список. При этом если пассажир документально докажет, что воздушная перевозка является единственным способом добраться до места, ему не смогут в ней отказать.
В реестр войдут лица, которые попались на административном правонарушении в салоне и во время полета своими действиями создали угрозу безопасности, жизни или здоровью пассажиров и членов экипажа. При этом административным нарушением является и драка на борту, и провоз острых ножниц в ручной клади. Предполагается, что в черный список авиакомпания будет включать пассажира только в случае судебного решения об административном наказании.
Юристы опасаются, что законопроект развяжет руки авиакомпаниям и будет угрожать конституционным правам россиян. Екатеринбургский адвокат Дмитрий Загайнов, который не раз встречался с авиакомпаниями в суде, рассказал 66.RU, что делать, чтобы не попасть в черный список, и как поступить, если вас все-таки туда внесли.
Что считать нарушением?
Когда пассажир покупает билет, он автоматически соглашается с правилами поведения в самолете. Авиакомпания заранее прописывает, что можно и нельзя делать на борту, что разрешено и запрещено провозить. Заранее оговаривается, в частности, что пассажир должен подчиняться требованиям командира судна и экипажа. Но любой человек на борту может повести себя неадекватно. Это может быть драка или, например, несогласие пассажира с бортпроводниками. Достаточно вспомнить историю с двухметровым волейболистом Александром Кимеровым, который пересел на чужое кресло с разрешения другого пассажира. Его вывели из самолета.
Пассажир может представлять угрозу в том случае, если провозит средства, которые запрещены. Это может быть как огнестрельное оружие, так и острые ножницы, которые пассажир по личным причинам решил везти в ручной клади. Если стюардесса увидит, что он достает их, то может забрать. Отдаст он ножницы или нет, неважно — бортпроводники вправе заявить, что он нарушил предписания компании. Поэтому перед полетом нужно с ними ознакомиться, чтобы не допустить ошибок.
Меня выведут из самолета из-за маникюрных ножниц?
Возможно. У бортпроводников есть полное право снять пассажира с рейса, если они его в чем-то подозревают. Как правило, это происходит до начала полета. Стюардесса докладывает о ситуации капитану, тот принимает решение, дальше действует наземная служба.
Даже если член экипажа в данном случае не права по-человечески, она следует инструкции, которую должна соблюдать, когда выполняет свою работу.
Если что-то произошло во время полета, опасного пассажира должны изолировать. В том случае, когда салон забит до отказа, бортпроводники не спускают с него глаз весь полет. Либо пересаживают на другое место. По прилете в пункт назначения правоохранители составляют протокол и суд решает, какое наказание ему назначить.
Не стоит забывать, что впоследствии предпринятые экипажем действия тоже оцениваются в суде. Если стюардесса приняла неверное решение, авиакомпания будет за это наказана.
Что делать, если я не согласен с решением стюардессы?
Просто обвинения стюардессы о том, что пассажир — негодяй, без соответствующих протоколов и свидетельских показаний не имеют силы. В данном случае можно выбирать два способа защиты: пассивный (пассажир ждет обвинений, не понимает, где ошибся и отрицает нападки) и активный (предоставление видеозаписей, сбор показаний очевидцев и так далее). Лучше, конечно, выбирать активный способ, но нужно быть осторожным.
Уходя от одной ответственности, можно попасть под другую. Например, если вы используете в качестве доказательства своей невиновности видеозапись, нужно помнить, что в одной из статей КоАП есть пункт «Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна», и суд может увидеть нарушение в том, что вы снимали происходящее. В данном случае допустимым средством доказательства будут являться показания очевидцев. Их стоит предоставить.
У меня есть шансы выиграть у авиакомпании?
Когда гражданин защищает себя самостоятельно, его шансы стремятся к нулю. Потому что, скорее всего, это будет некомпетентно и эмоционально. Суд может не понять поведение гражданина, а юрист авиакомпании тем временем сдаст подборку правильной доказательной базы. Поэтому ищите профессионального защитника.
Универсального инструментария нет, каждый раз нужно действовать по ситуации. Самый простой способ защиты — не соглашаться с процессуальными действиями и обжаловать их, либо ходатайствовать о вызове в суд очевидцев, которые будут полностью опровергать доводы обвинения в ваш адрес. Самостоятельно собирать доказательства не запрещено, хотя лучше поручить это адвокату — у него есть такое право. Адвокат может составить опрос очевидцев и заявить о приобщении к делу, чтобы на основании данных вызвали в суд человека, который подтвердит или опровергнет доказательства.
Если необходимо провести исследования или экспертизы, можно ходатайствовать о них, правда, в том случае, когда они уместны — например, при телесных повреждениях или о спорном медицинском препарате.
Что делать, если я все-таки попал в черный список?
Суд может назначить минимальное наказание или вообще освободить от него человека, если выяснится, что причина его поведения уважительная. Но если пассажир все-таки попал в черный список, в следующий раз ему просто не продадут билет. Тогда он может оспорить этот отказ и добиться выплаты компенсации за то, что его ограничили в воздушной перевозке.
Если суды первой и последующей инстанций будут выносить решение в пользу авиакомпаний, то гражданину ничего не остается, кроме обращения в Конституционный суд с вопросом о соответствии применяемой нормы Конституции РФ. Если Конституционный суд признает данную норму антиконституционной, ее действие мгновенно прекращается на территории всей страны. Тогда все составленные черные списки превратятся в фикцию. При этом будет достаточно одного прецедента.
Зачем это вообще нужно?
Само принятие такого закона, по мнению нашего консультанта Дмитрия Загайного, является абсурдным. Если человек совершил проступок и может быть подвергнут наказанию, то степень его вины определяет суд. И только он может выбрать меру наказания.
«Лишить человека права переезда на том основании, что он может себя неадекватно повести, — глупо, потому что любой пассажир может что-то выкинуть, в зависимости от ситуации. На мой взгляд, внесение таких изменений в закон противоречит Конституции и нарушает права граждан. Сам факт внесения своего имени в черный список гражданин может оспорить. Я считаю, эта практика долго не проживет», — отмечает адвокат.
по-моему предложение логически построено неправильно
либо "что нужно делать, чтобы не поссориться со стюардессами", либо "что не нужно делать, чтобы поссориться со стюардессами"
Сейчас стюарды как полицаи стали. Т.е. из проверяющих билеты и разносящих питание/таблетки/салфетки они, по сути мааалюсенькие люди получили власть. Все знают когда маленький человек добирается пускай до ничтожной но власти. Он начинает ей бесстыдно пользоваться и самоутверждаться. Вспомним как ведет себя персонал Победы (даже наземный). А теперь ВСЕ себя еще хуже поведут.