Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Не думайте, что он защищен. Девять главных правил личной безопасности, которые должен выучить ваш ребенок

10 ноября 2017, 17:30
Не думайте, что он защищен. Девять главных правил личной безопасности, которые должен выучить ваш ребенок
Фото: архив 66.ru
На днях в Чкаловском районе произошел страшный случай: 12-летнюю девочку похитили по пути домой, надругались над ней на камеру, упаковали в сумку и выбросили на загородной трассе. Проще всего думать, что «со мной и моей семьей такого никогда не случится», но к непредвиденным ситуациям лучше быть готовым заранее. Совместно с поисковым отрядом «Лиза Алерт» мы составили инструкцию из несложных действий и навыков, которые могут предотвратить худшее и спасти ребенка.

1. Слежка — это хорошо

Подросткам будет полезно установить на телефон приложения, с помощью которых вы можете узнать их точное местоположение. Это могут быть семейные локаторы «Мои друзья», «Моя семья», «Где мои дети» и KidControl. Однако помните, что программы требуют, чтобы телефон был подключен к интернету.

Многие покупают детям простые кнопочные телефоны без нужной опции. В таком случае стоит подключить услугу определения местоположения от мобильного оператора — например, «Билайн-координаты», услугу «Навигатор» от «Мегафона» или услугу «Ребенок под присмотром» от МТС. По вашему телефонному запросу (даже если вы в слезах и истерике) ни один оператор не сможет выдать вам координаты телефона вашего ребенка, так как юридически не имеет на это права.

Если вы не хотите привязывать местоположение к телефону, можете купить специальный GPS-маяк. Принцип его работы простой: с помощью GPS датчик определяет координаты и сообщает их в СМС, задать интервал сообщений можно самостоятельно. Кстати, если вы не хотите, чтобы ребенок об этом узнал, маленький маяк можно незаметно положить в портфель или спрятать во внутренний карман куртки. Кроме того, вариантом GPS-трекера могут стать детские наручные часы-маяк, GPS-браслет или GPS-брелок на ключах.

2. Нужно говорить «нет» и не доверять взрослым

Часто детей учат слушаться маму, папу, няню, бабушку, воспитательницу Марию Ивановну, охранника садика и консьержку — не спорить и быть вежливыми со всеми подряд. В результате многие дети легко уходят даже с незнакомыми взрослыми. К слову, волонтеры отряда «Лиза Алерт» проводили эксперимент: из 50 детей, к которым подошли незнакомые взрослые, не ушел с незнакомцем только один.

Предупредите детей никогда не соглашаться ни на какие предложения от кого бы то ни было, не получив на это вашего разрешения. Объясните, что нельзя подходить близко к незнакомой машине вне зaвисимости от того, кто в ней находится. Важно донести до ребенка, что нормальные, адекватные взрослые не просят детей посторожить машину или найти что-то в багажнике. Конечно, можно помочь бабушке с клюкой донести ее тяжелую сумку до подъезда. Но у подъезда и сумку, и бабушку нужно оставить и сказать волшебные слова: «Мне дальше мама ходить не разрешает».

Даже если по пути домой ребенок встретил вашего друга, который предлагает его подвезти, он должен сначала позвонить вам и спросить, не против ли вы. Если вы доверяете другу и согласны, чтобы тот доставил ребенка домой, то должны ему перезвонить и убедиться, что ребенок действительно с ним.

Покажите ребенку, к кому безопаснее всего обращаться за помощью: это могут быть полицейский, работник торгового центра, офиса, сотрудники с именным бейджем или прохожие с маленькими детьми.

3. Постоять за себя — важный навык

Объясните ребенку, что необходимо кричать, кусаться и вырываться, если чужой человек принуждает его к чему-либо или проявляет насилие в любой форме. Дайте ему понять, что бывают ситуации, когда ему можно (и даже нужно!) быть непослушным. Он не должен делать то, что ему не нравится, находясь в обществе взрослых или старших по возрасту детей, включая родственников и знакомых.

4. Социальные сети полезны

Разрешите детям иметь собственную страничку в социальных сетях и следите за ней. Так вы сможете узнать о ребенке очень многое: с кем он дружит, чем интересуется, какую музыку слушает, в какие сообщества вступает и какое у него настроение. Просматривайте список друзей и обращайте особое внимание на взрослых людей, если это не учителя. В том случае, если вы запретите ему соцсети, в критической ситуации через несколько дней вы можете обнаружить восемь фейковых страничек с чужими фотографиями и неверно указанным возрастом. Но доступ к соцсетям ребенка бывает очень важен в первые часы после его пропажи.

5. Звонить друг другу необходимо

Важно научить ребенка звонить вам, когда он откуда-то выходит и куда-то приходит. Проще всего будет сделать это на собственном примере — родители могут отзваниваться друг другу, когда выходят с работы и едут домой. Будет лучше, если вы дадите детям понять, что не пытаетесь их контролировать, а беспокоитесь за них, чтобы не вызвать чувство протеста.

6. Паниковать лучше, чем ждать

Если вы знаете, что ребенку идти от школы до дома, от репетитора до спортивной секции, от вас до бабушки 30 минут, то спустя 60 минут его можно начинать искать. Нужно писать и звонить абсолютно всем: бывшим мужьям, бабушкам и дедушкам, родителям одноклассников и самим одноклассникам. Не надо думать, что это неудобно. Вы никогда не знаете, что могло произойти: ребенок может от кого-то побежать, оказаться в условно знакомом ему районе и пойти по первому знакомому адресу.

7. Тянуть с поиском не стоит

Если вы не нашли ребенка у близких и знакомых, не ждите и сразу же обращайтесь за помощью. Разыскные мероприятия должны начаться незамедлительно, а не спустя 24 часа или трое суток.

Оставьте заявление в полиции по месту пропажи ребенка. Обязательно требуйте его регистрации и приложите свежую фотографию. Требуйте немедленной передачи заявления следователю, узнайте номер его телефона и всегда держите под рукой. Следователю постарайтесь передать максимально полную и точную информацию, не скрывайте конфликты в семье и с окружением, плохие привычки ребенка.

Обратитесь за помощью к волонтерам поискового отряда «Лиза Алерт» по телефону 8–800–700–54–52.

8. Одному лучше не ходить

Пусть ребенок старается приглашать с собой друга и держаться группы людей, когда куда-то идет или ожидает транспорта на остановке. Обойдите ваш район вместе с ним и объясните, в какие места и почему ходить не стоит. К категории опасных относятся все безлюдные площадки, пустыри, подворотни, гаражи и промышленные территории.

9. От опасных незнакомцев нужно убегать

При приближении подозрительного незнакомца ребенок должен убежать. Делать это надо быстро, привлекая к себе внимание криком. Бежать лучше против движения основной массы прохожих, чтобы люди могли его увидеть. Если кто-то начнет прикасаться или хватать ребенка, тот должен привлекать внимание воплем и криками: «Он не мой папа», «она не моя мама» или «он ко мне пристает». В качестве крайней меры ребенок может упасть на землю и зацепиться за что-либо, чтобы его было трудно нести. По возможности это должен быть большой и тяжелый предмет вроде столба.