Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман

1 ноября 2017, 09:30
Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман
Фото: архив 66.RU
Следователи не могут найти результаты собственной проверки своей же версии о хищении около 50 дорогостоящих невьянских икон из храма, восстановленного бывшим главой фонда «Город без наркотиков».

Силовики не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть озвученную ранее версию о хищении реабилитантами фонда «Город без наркотиков» около 50 ценных икон XVIII–XIX вв. из Свято-Никольского храма в поселке Быньги.

Из сообщения ГСУ ГУ МВД по Свердловской области (2014 г.):

— По версии следствия, реабилитанты фонда «Город без наркотиков», помогавшие реставрировать храм, повредили его элементы и похитили из церкви около 50 икон XVIII–XIX вв. В рамках расследования полицейские изымали старинные иконы из художественного училища имени Шадра.

Напомним, что следователи проверяли эту версию в рамках уголовного дела, возбужденного в 2013 г. по ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»). Результаты этой проверки до сих пор неизвестны.

Речь идет о реставрации храма в Быньгах силами реабилитантов, которая, по версии следствия, проходила без необходимых на то документов и привела к повреждению памятника истории. Ущерб, нанесенный зданию, следователи оценили в 31 млн руб.

Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман
Фото: 66.RU

Настоятелю храма ревизоры припомнили пропавшие куда-то металлические фрагменты кровли купола.

Сумма ущерба от пропажи икон до сих пор не названа, однако можно предположить, что речь также идет о нескольких миллионах. Стоимость каждой из этих икон оценивалась в несколько миллионов рублей, а самой ценной — до 9 млн руб. Кроме того, следователи недосчитались большой храмовой люстры каслинского литья, иконостаса, предметов культа из золота и серебра.

Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман
Фото: 66.RU

Центральный иконостас во время следствия стоял пустой: покосившийся, скованный строительными лесами, без икон.

В 2014 г. дело ГСУ ГУ МВД РФ по Свердловской области передало дело о повреждении Быньговской церкви в региональное СУ СКР. Только спустя два года, в 2016 г., следователи сообщили, что уголовное дело, которое все это время оставалось бесфигурантным, прекращено.

Александр Шульга, представитель СУ СК РФ по Свердловской области:

— В действиях людей, занимавшихся реставрацией, не был установлен прямой умысел на повреждение культурных ценностей, поэтому уголовное дело прекращено.

О том, что стало с 50 иконами, которые, по версии следствия, были похищены, ничего сказано не было.

На вопрос 66.RU, нашла ли подтверждение версия о хищении или следователи от нее все же отказались, официальный представитель ведомства Александр Шульга сообщил, что в Управлении расследовали только дело о повреждении памятника истории. В СУ СКР предположили, что материалы, связанные с версией о хищении, были выделены в отдельное дело, расследованием которого занимались полицейские.

В свою очередь, в ГУ МВД РФ по Свердловской области нам рассказали, что версия о хищении икон проверялась в рамках расследования дела о повреждении здания. Следовательно, вся информация — у следователей.

Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман
Фото: 66.RU

Официальный ответ на запрос 66.ru о результатах проверки версии следствия о хищении икон из Быньговской церкви в ГУ МВД по Свердловской области.

Мы отправили официальный запрос в СУ СКР по Свердловской области 30 октября. На момент публикации ответ на него получен не был.

Таким образом, силовики до сих пор не ответили на вопросы:

  • кем именно, в какой период и при каких обстоятельствах из храма было похищено около 50 икон;
  • какова сумма ущерба;
  • были ли найдены виновные и какое наказание они понесли;
  • известно ли местонахождение икон на сегодняшний момент;
  • и были ли они вообще похищены.
Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман
Фото: 66.RU

В церкви рассказывали, что проверяющие описали даже те иконы, которые прихожане приносили из своих домов.

Священник Виктор Зырянов, который на момент расследования уголовного дела был настоятелем Быньговской церкви и едва не стал фигурантом уголовного дела о повреждении храма, рассказал 66.RU, что расследование версии о похищении икон закончилось ничем.

Отец Виктор, священник Свято-Никольского храма в селе Быньги:

— Дело ничем не закончилось. Нам ничего об итогах расследования не объявили, никаких извещений не приходило. Обыски прекратились — и всё. Никаких обвинений мне предъявлено не было.

Отец Виктор утверждает, что версия правоохранителей о хищении икон — это ложь, за которую до сих пор никто не понес ответственности.

Отец Виктор:

— Иконы никогда не похищались. Они как были в храме, так и есть. На мой взгляд, нужно полицию наказывать за такое вранье.

Отец Виктор по-прежнему утверждает, что «быньговское дело» — это следствие кампании против Евгения Ройзмана. Напомним, что он участвовал в реставрационных работах вместе с реабилитантами фонда «Город без наркотиков». Впоследствии стал свидетелем по уголовному делу о повреждении Быньговской церкви.

Силовики «потеряли» дело на несколько миллионов. Главный свидетель — Евгений Ройзман
Фото: 66.RU

Реабилитант фонда «Город без наркотиков» (на фото справа).

Уголовное дело, рассказывает священник, привело к тому, что здание церкви объявили памятником архитектуры (правда, по версии полиции, это было сделано еще в 1995 г. указом президента), и все работы по восстановлению были остановлены.

Отец Виктор:

— Когда объявили церковь памятником архитектуры, все работы были прекращены. Теперь ждем, когда храм разрушится. Вот чего они добились. У нас нет претензий к реабилитантам, одни благодарности к ним. У нас было братство. Они разгромили отделение фонда [«Город без наркотиков»]. Восстанавливать его мы уже не будем.

Отметим, что во время следствия отец Виктор был смещен с должности настоятеля храма. Этот пост на время занял епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий. В интервью 66.RU новый настоятель Быньговской церкви признавал, что со стороны церкви действительно были допущены «какие-то нарушения» и что, вероятно, скоро «закон найдет виновных» и накажет.

Евгений Ройзман подтвердил 66.RU, что следствие не нашло никаких доказательств в пользу версии о хищении икон. «Иконы оттуда [из Быньговской церкви] никогда не исчезали вообще», — прокомментировал мэр Екатеринбурга.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:

— Губернатор, когда еще был полпредом, обещал 200 млн на восстановление храма, в результате не дали ни копейки, возбудили уголовное дело и остановили все работы. Работы не ведутся на протяжении пяти лет. Нормально так?

На вопрос о том, были ли возвращены в Быньговскую церковь иконы, которые в 2013 г. следователи опечатали в реставрационном отделении Художественного училища им. Шадра, Евгений Ройзман ответил так: «Те, которые отреставрированы, были возвращены сразу». Напомним, что тогда в числе прочего полицейские изъяли 45 икон, принадлежащих Музею невьянской иконы, основателем которого является Евгений Ройзман.

В Нижнетагильской епархии Русской православной церкви придерживаются версии о том, что все работы в храме выполнялись квалифицированно, с доскональным соблюдением методик, никаких конструктивных архитектурных изменений внесено не было. Претензий к отцу Виктору по поводу того, что из церкви якобы пропали несколько десятков ценных икон, у епархии нет.