Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Поросенков лог должен стать заповедником»: праправнук Александра III — о споре из-за царских останков

29 июня 2017, 17:56
Колонка
«Поросенков лог должен стать заповедником»: праправнук Александра III — о споре из-за царских останков
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Павел Куликовский — праправнук императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. По его словам, он первый из потомков Романовых, кто приехал жить в Россию. Остальные члены императорской семьи разбросаны по миру, но поддерживают связи, устраивают совместные благотворительные мероприятия и собираются приехать в Санкт-Петербург на церемонию захоронения останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Случится это только в том случае, если Русская православная церковь признает останки. Когда это произойдет — неизвестно, но потомки Романовых надеются, что результаты экспертизы объявят осенью 2017 года. Павел Куликовский для 66.RU рассказывает об отношениях между РПЦ и наследниками императора.

— Моя семья долгое время жила в Дании, потом отправилась в Канаду, где я родился. В младенчестве меня перевезли в Данию, я там учился и работал, а в 2008 году приехал жить и работать в Россию. Так что мой жизненный путь повторяет путь великой княгини, но в обратном порядке.

С 2008 года я много путешествую по России. Мы посещали места, связанные с семьей Романовых: Тобольск, Тюмень, Алапаевск, Верхотурье, Пермь, Новосибирск. В Екатеринбург мне было нелегко приехать, так как это место трагически ассоциируется с моей семьей. В прошлом году мы приезжали сюда с паломнической поездкой, она облегчила первое посещение. Были на Ганиной Яме, но Поросенков лог не успели посетить, поэтому стало понятно, что мы должны сюда вернуться.

«Поросенков лог должен стать заповедником»: праправнук Александра III — о споре из-за царских останков

Павел Куликовский плохо говорит на русском языке, поэтому рядом с ним всегда находится жена и переводчик Людмила Антонова.

На Ганиной Яме создана огромная инфраструктура, и, насколько я слышал, будет расширяться дорога, ведущая к монастырю. Ситуация там не вызывает никаких озабоченностей, в отличие от Поросенкова лога. Мы уже встречались с официальными лицами и представителями церкви и высказали свои представления о том, что там должно быть, но хочется услышать финальное решение.

Мы, потомки императорской семьи, хотели бы, чтоб в Поросенковом логу сохранился мемориал Романовых, но чтобы это место не выглядело, как Ганина Яма №2. Я не вижу Поросенков лог еще одним музеем. Это место должно быть сохранено как природный заповедник, чтобы люди могли там находиться, думать, размышлять о том, что там произошло. Главное, чтобы была тишина, ведь покаянные чувства могут возникнуть только в правильной атмосфере. Надо, чтобы эта атмосфера была сохранена, а память не стиралась.

Если говорить об останках, найденных в Поросенковом логу, то Ассоциация объединения рода Романовых (в нее входит большая часть ныне живущих потомков) еще в конце 90-х признала, что это подлинные останки царской семьи и их верных слуг.

«Поросенков лог должен стать заповедником»: праправнук Александра III — о споре из-за царских останков

Когда в 2007 году были найдены останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии Николаевны, развернулась большая дискуссия. Было проведено много генетических, исторических, антропологических экспертиз, чтобы доказать, что они — члены царской семьи. Когда были объявлены результаты всех этих экспертиз, семья была счастлива — мы на 200 процентов убеждены, что эти останки подлинные. Для нас невозможно представить, что останки, найденные в Поросенковом логу, принадлежат кому-то, кроме членов императорской семьи.

В августе 2015 года правительство объявило, что останки детей будут захоронены в Петропавловском соборе. Этого заявления мы ждали долгие годы. Многие потомки получили приглашение на церемонию захоронения, но последовало заявление РПЦ о проведении дополнительного расследования. Мы отреагировали на него с удовлетворением и радостью, потому что останки должны быть погребены с соблюдением соответствующих традиций и при участии Церкви. Мы ждем итогов расследования, молимся о том, что патриарх объявит положительные результаты, а РПЦ придет к пониманию и принятию того, что произошло в 1918 году.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru