Известный урбанист, эксперт ОНФ и доцент Московского архитектурного института Сергей Чураков прибыл в Екатеринбург не так давно и еще не успел толком посмотреть город. Я встречаю его в свердловском отделении ОНФ и веду на прогулку по центру уральской столицы, попутно рассказывая, что в самом скором времени может измениться в городе.
Сергей Чураков — специалист по пространственному развитию города, автор серии печатных работ по исторической антропологии города, истории архитектуры и урбанистике. Он участвовал в создании и реализации проектов развития нескольких городов, в том числе Мышкина и Черноголовки, так что мы попросили его оценить задумки, которые планируется реализовать в нашем городе, и высказать свое экспертное мнение.
Первая точка нашего маршрута — площадь 1905 года.
|
---|
— Год назад власти объявили, что к чемпионату мира по футболу они уберут автомобильную парковку напротив здания мэрии и превратят площадь 1905 года в зону отдыха для горожан. Насколько это верное решение?
— Изгнать автомобили — это очень грамотное решение, потому что город — это пространство людей, а не машин. А площадь — это место общения горожан, оно не предназначено для автомобилей. Конечно, сложно совместить потребности людей с потребностями движения, но у Собянина (мэра Москвы, — прим. ред.) в свое время это получилось при помощи хорошего архитектора. И в Москве сейчас и машины нормально ездят, и по городу можно гулять.
|
---|
Архитектор оглядывает всю площадь целиком и выносит ей приговор: «Это убитое городское пространство». Он вновь приводит в пример опыт Москвы. По его словам, в пешеходной части Кузнецкого Моста установлены малые объекты, которые быстро и легко можно убрать. То есть в один день там могут появиться павильоны с мастер-классами, а на следующий день их заменят торговыми точками или уберут совсем. «Город динамичный, он должен жить, поэтому на вашей площади можно объединить возможности и вместить в нее разные процессы: сегодня — ярмарка, завтра — еще что-то». |
— Как менять площадь? С чего начать?
— Нужно научить и чиновников, и население работать с городом. В Чебоксарах лет 15 назад мы собрали двести человек — самых разных: чиновников, узких специалистов, городских сумасшедших, борцов за демократию и т.д. Мы дали им три участка и случайным образом разбили на три проектные группы, так что губернатор оказался в одной команде с городским сумасшедшим-правдорубом и сантехником. Им нужно было вместе разработать проект и защитить его. И в результате они сработались так, что плечом к плечу отбивались от нападок, защищая свой проект.
|
---|
Урбанист считает очень важным мозговой штурм. По его словам, он поможет собрать как можно больше идей и найти среди них несколько разумных и подходящих. Причем жители города должны участвовать в таком штурме в обязательном порядке, так как именно они — хозяева города и действительно знают, что ему нужно. |
— До ЧМ-2018 остался год. Хватит этого времени, чтобы переделать площадь?
— Я вам на спор за три месяца всё сделаю! Несмотря на то что я не знаю город, я знаю, как организовать людей. Мы бы призвали экспертов из ОНФ, собрали горожан в одном месте, сняли с начальников галстуки и пиджаки и устроили бы проектный семинар. И в итоге у нас бы еще очередь стояла из инвесторов, которые хотят вложиться в проект.
|
---|
За рассуждениями о том, как быстро может преобразиться площадь, мы проходим по проспекту Ленина и сворачиваем направо, к кинотеатру «Салют». Рабочие собирают летнюю веранду для местного ресторана, напротив входа в кинотеатр курят студенты, и я рассказываю урбанисту, что это — улица Толмачева, которую предлагают сделать пешеходной на участке от Ленина до Малышева. |
— То есть все автомобили, припаркованные за кинотеатром, выгонят, и будет здесь пешеходная улица. Это один из вариантов того, что можно сделать с этим участком. Было еще предложение сделать улицу двухуровневой, но его отвергли.
— Раскованнее надо быть. Автомобили — это же тоже часть жизни города, так что пусть будет транспорт, — вопреки моим ожиданиям говорит урбанист, который сорок минут назад поддержал идею убрать парковку с площади 1905 года. — Просто пропорции надо соблюдать.
|
---|
Сергей Чураков проходит вдоль улицы, осматривает ее и предлагает: надо сделать здесь заглубленную (или обвалованную) автостоянку. Она позволит освободить пространство для людей и при этом не выгонять автомобили местных жителей, которым в случае создания полностью пешеходной зоны просто негде будет парковаться. Выглядеть она будет примерно так. |
— Для того чтобы машина могла спокойно въехать на такую стоянку, достаточно 180 см. То есть вам нужно на метр закопаться и на полтора подняться. Видите этот скат? — спрашивает урбанист, показывая рукой на подъем, ведущий от улицы Малышева в сторону «Салюта». — Если его убрать, мы получим сантиметров 80.
|
---|
— А здесь можно освободить еще 60 см для заглубленной парковки, — говорит урбанист, подходя к старинному зданию и показывая вниз. — Видите? Внизу окно цоколя. Значит, от этого места до земли больше полуметра.
|
---|
По словам архитектора, строительство заглубленной парковки окупится буквально через год, если брать с автомобилистов за стоянку рублей по 20 в час. А как только расходы на строительство компенсируются — стоянку можно снова сделать бесплатной. Дальше остается только придумать, что делать с освободившимся пространством. |
|
---|
— Надо придумать содержание, которое определит форму. Если придумать городскую легенду, которая будет притягивать сюда горожан, станет ясно, какую стилистику создать на этом месте. Единственное — нужен четкий режим функционирования, чтобы активная жизнь здесь была до определенного времени, а ночью — тишина. Потому что здесь живут люди, и их интересы тоже нужно учитывать. Участок довольно сложный, но совместить интересы разных людей вполне реально.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
лаптями..
Машины сами по себе существуют? Без людей? Автоботы...
Бесплатно? Да никогда...
Дружище... Рассказать тебе про "Парковочное пространство" и как оно у нас не работает уже дцатый год? Три месяца ему надо... Один проект будут год рисовать, потом тендер на пол-года, потом деньги ждать и т.д и т.п.
Сказочник очередной...
Маразм, копать подземную парковку на Толмачева и одновременно закрыть самую крупную и востребованную парковку в центре города. Поднять улицу на 1,5м? Абсурд какой-то, где тогда окажутся окна и входы у близлежащих зданий? И кому нужна эта пешеходная улица? Кто и куда по ней ходить собрался?