Одна из самых обсуждаемых тем этой недели — внесение в Госдуму проекта федерального закона о регулировании правил поведения в социальных сетях. Один из его авторов — депутат от фракции «Единая Россия» Виталий Милонов предлагает обязать пользователей предоставлять свои паспортные данные администрации соцсетей и запретить заводить аккаунты детям младше 14 лет. Это, по мнению Милонова, поможет справиться с «тлетворным влиянием» трудных подростков и детей из неблагополучных семей на сверстников, а также уменьшить число подростковых самоубийств.
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, руководитель горячей линии психологической помощи «Дети онлайн» и автор глобального исследования о поведении детей в Сети «Дети России онлайн» Галина Солдатова рассказала 66.RU, может ли на самом деле запрет на социальные сети решить эти проблемы.
— Авторы законопроекта опоздали на много лет. Наши дети уже давно живут на два мира — цифровой и реальный. Эти миры настолько перемешаны, что предсказать, к чему приведет запрет на социальные сети, сейчас трудно. Речь ведь не только о подростках, но и о дошкольниках. Наши исследования показывают, что они тоже активно используют интернет. Они смотрят мультфильмы, играют в онлайн-игрушки на планшетах, сидят в социальных сетях — в том числе, вместе с родителями.
У меня складывается впечатление, что авторам законопроекта не очень интересно, что на самом деле происходит с детьми. Действовать запретами тут нельзя. Запрет доступа в соцсети будет означать еще и запрет на общение, на творчество, развлечение, учебу. Все это наши дети сегодня делают в соцсетях. Запретить им доступ в соцсети — это примерно то же самое, что вернуть детей в доцифровую эпоху.
На самом деле у нас и так есть возрастной порог для вхождения детей в соцсети. Другое дело, что пока это все не работает. Так, «ВКонтакте» позиционирует себя как соцсеть, в которой дети могут находиться с 14 лет, но четко этого нигде не прописано. В то же время, согласно статистике, свои страницы «ВКонтакте» имеют 16,5 млн человек в возрасте от 14 до 18 лет, что превышает численность всех российских школьников от первого до выпускного классов. То есть мы понимаем, что среди пользователей соцсети, конечно, есть и дети младше 14 лет. И их очень много.
По правилам «Фейсбука», пользователи должны быть старше 13 лет. Но тут мы сталкиваемся с той же проблемой. Администрации социальной сети технически трудно проверить, как соблюдается это правило. Та же проблема, например, в Великобритании, где каждый третий ребенок младше 13 лет это правило нарушает.
В 2018 г. в европейских странах должен вступить в силу закон, согласно которому ребенок может регистрироваться в социальных сетях с 16 лет (сейчас это можно делать с 13 лет, раньше — только с согласия родителей). Закон вызвал серьезную дискуссию. В результате каждая страна Евросоюза сейчас будет решать самостоятельно, с какого возраста можно регистрироваться в соцсетях.
У нас нет достаточной информации о поколении Z, чтобы понять, что будет, если запрет все же введут. На самом деле нам вообще мало что известно об этих детях. Никаких исследований на уровне психофизиологии и психологии личности до сих пор нет. Они в принципе у нас не поддерживаются. Сейчас мы понимаем, что это переходное поколение, что через 5–7 лет в них будет больше цифрового, чем человеческого. Поэтому мы должны изо всех сил стараться, чтобы они могли получить как можно больше традиционного воспитания.
Запрещать что-либо поколению Z бессмысленно, поэтому решить проблему запретом не получится. Выходом может быть ограничение времени, которое дети проводят в интернете. Но это задача прежде всего родителей, а не депутатов. На них ложится дополнительная нагрузка. Если раньше мамам и папам приходилось следить только за временем, которое их дети проводят у экранов телевизоров, то сейчас перед ними стоит более серьезная проблема. Интернет затягивает больше, чем ТВ.
Желание оградить ребенка от проблем, которые существуют в Сети, мне понятно. Да, в интернете много рисков, и авторы законопроекта говорят о них. Я бы добавила, что почти все проблемы, которые существуют в реальной жизни, перебрались в Сеть. И дело не только в «группах смерти». Это очень яркая, драматичная проблема, связанная с трагедиями, поэтому ей уделяют большое внимание. Но она далеко не единственная.
Риск — это неотъемлемая часть развития личности. Это важный опыт, который приобретает ребенок. Я хорошо помню, что опасные игры были и в нашем детстве. Мы тоже перебегали дорогу перед близко идущими машинами (безо всякого интернета). Для того чтобы снизить эти риски, нужно повышать цифровую грамотность детей и подростков. Объяснять, как справляться с этими рисками. Но вместо этого мы почему-то пытаемся детей от них оградить. На мой взгляд, пусть лучше они учатся справляться с ними сейчас, тогда потом им будет проще жить в этом мире.
Больше всего меня пугает, что взрослые часто сами не знают, что нужно делать. Они не очень компетентны в том, что связано с интернетом и социальными сетями. Они вообще плохо себе представляют, что там происходит. И вот это — реальная проблема.
В психологии есть такой термин: страх за подрастающее поколение. Он охватывает все поколения взрослых во все эпохи. Просто каждый раз это разные страхи. Сейчас — это страх перед интернетом. Помноженный на низкую цифровую грамотность, он, к сожалению, вызывает панику.
Фото: архив 66.ru
воот..
и так, панимаеш, миры перемешались (ну, глюки и реальность), что просто атас.
сейчас, конечно, не так всё.
но, зря, наверное, боролись.
никаких ведь исследований не было...
я уж молчу про некомпетентность тогдашних взрослых в этом вопросе...
да, кстати: подмену понятий себе в угоду никто не отменял.
галя всю дорогу сравнивает синее с тёплым.
и ничё - вон, целый профессор.