«Блин, опять завтра в школу. Может, ты переведешь меня на домашнее образование?» — этот вопрос я слышу с регулярностью два-три раза в месяц, обычно вечером в вокресенье. Моя дочь не любит школу. Она неплохо учится, то и дело участвует в различных олимпиадах и конкурсах, но это — потому что так надо. Несколько лет назад, в другой школе другого города, все было иначе: она с нетерпением ждала следующего утра, чтобы пойти учиться.
Думаю, моя история вполне типична: многие дети изначально горят желанием ходить в школу, некоторое время бегут на уроки с воодушевлением, но постепенно их глаза перестают светиться. Причин множество — от троллинга одноклассников до банального: неинтересно. Вернуть интерес к учебе удается далеко не всегда. Но сделать это можно. Многие родители, которые более ответственно относятся к образованию ребенка, чем я, выбирают в этом случае образование вне школы.
С 1918 по 1992 гг. все дети Советского Союза были обязаны ходить в школу. Исключение делали лишь для детей-инвалидов. Впервые возможность альтернативного образования — в семье или дистационно — прозвучала в ФЗ «Об образовании» в 1992 г. В 2012 г. в законодательство внесли поправки, которые сделали обучение вне школы еще более доступным.
По данным сайта «Статистика российского образования», сегодня дети примерно в 100 тыс. российских семей ежегодно обучаются вне школы. Это капля в море: всего в стране насчитывается около 13 млн учеников. С момента принятия действующего закона «Об образовании» опыт обучения вне школы получили в общей сложности более 1,5 млн россиян. С каждым годом интерес к такому виду обучения возрастает.

— Раньше выбора не было — все должны были посещать школу. Но все дети разные: кому-то такой вид обучения подходит, кому-то нет. Иногда даже ребята с особенностями в развитии или инвалидностью обучаются в обычных школах и чувствуют себя комфортно. И есть обычные дети, которым в школе плохо, им гораздо удобнее учиться дома, в своем темпе, не обязательно медленнее, часто даже с опережением своих сверстников.
Несовпадение образовательных интересов с остальными учениками многие называют одной из основных причин ухода на домашнее обучение — после слабого здоровья. В начальной школе это чувствуется особенно остро: какие-то дети приходят в первый класс, уже умея читать и писать, даже зная таблицу умножения, какие-то начинают осваивать эти знания в школе. Учитель же всегда равняется на наиболее слабых учеников: никому не нужно портить показатели успеваемости. В итоге ребенку просто неинтересно проходить материал, который он давно освоил.
Хоумскулинг — термин, пришедший из США, где обучение вне специальных заведений вошло в жизнь более 20 лет назад. Переводится просто — «домашнее обучение». В российской практике под домашним обучением в первую очередь понимают такую форму получения образования (чаще всего по болезни ребенка), когда учителя приходят к ученику на дом.
Российское законодательство предусматривает две формы обучения детей вне образовательных организаций: семейное и самообразование. Они довольно похожи, но различия все-таки есть.
Самообразование (очно-заочная форма)
При такой форме обучения ребенок закреплен за определенной школой, то есть его личное дело находится в образовательном учреждении, его фамилия вписана в журнал соответствующего класса, а школа получает финансирование на этого ученика. Родители и ученик согласовывают с преподавателями план посещения занятий (да-да, школа может потребовать посещать определенные уроки, например, лабораторные работы по физике или химии и т.п.), сдачи аттестационных работ и экзаменов.
Несмотря на то что поправки в закон, позволяющие получать образование вне школы, внесли уже пять лет назад, многие образовательные заведения до сих пор неохотно отпускают учеников на обучение по другим формам. Причин у этого множество — в первую очередь нежелание что-то менять в привычном ходе вещей. Многие директора до сих пор уверены, что уйти учиться домой ребенок может исключительно по причинам, связанным со здоровьем. Так что если вы решили выбрать очно-заочную форму обучения, выясните заранее, приветствуется ли это в вашей школе.
Семейное образование
Эта форма обучения по сути и есть настоящий «хоумскулинг». Всю ответственность за образовательный процесс своего ребенка берут на себя родители. Как проходит обучение, по каким учебникам готовится ребенок, в какое время он занимается и занимается ли вообще — все эти вопросы лежат на совести родителей и самого ребенка. Школа только принимает итоговые аттестации — для этого заключается специальный договор.
Он выходит на первое место в отношениях с образовательной организацией при семейном образовании: в нем можно прописать такие тонкости образовательного процесса, как список изучаемых тем, контрольные вопросы, пользование школьной библиотекой, получение бесплатных учебников, и — главное — график аттестаций. Как правило, «семейники» проходят аттестацию раз в год, хотя можно делать это и два раза в год, и по четвертям. В принципе, согласно законодательству, аттестировать ребенка можно вообще всего два раза за его ученическую жизнь — в выпускных классах (9 и 11). Но такую форму мало кто выбирает.
По закону, отказать ребенку в переходе на семейное обучение не может ни одна школа, на практике же не все так гладко.

— Так сложилось, что в Екатеринбурге не все школы открыты к сотрудничеству с родителями в рамках семейного образования. Большинство детей из нашего клуба причислены к школам Санкт-Петербурга: именно там они сдают итоговые аттестации по предметам.
Дистанционное образование
Это форма обучения, совмещающая очно-заочное и семейное образование. Ученик числится в одной из школ, причем город его проживания может не совпадать с местом обучения. Образовательный процесс зависит от площадки, через которую учится ребенок: он может просто отсылать аттестационные тесты, а может учиться по программе, разработанной в школе, следуя определенному учебному плану. В последнем случае для обучения необходим компьютер, оборудованные веб-камерой, и выход в интернет: экзамен ученики сдают под присмотром преподавателей, даже если между ними несколько тысяч километров.
К слову, дистанционное образование очень востребовано у россиян, которые по каким-то обстоятельствам долгое время живут за пределами родной страны.
Плюсы и минусы семейного образования в историях
Образование вне школьных стен, конечно, вызывает массу споров: последователи традиционного обучения считают, что дети, занимающиеся дома, плохо социализированы, впоследствии им будет труднее работать в коллективе, да и вообще — работать. Те же, кто практикует хоумскулинг, утверждают, что таким образом освобождают ребенку время для занятий чем-то более интересным, а дети при этом получают более качественные знания.
Мы собрали несколько историй тех, кто забрал детей из школы, чтобы они обучались дома.
История 1. Елена Кормильцева: «Обучать детей вне школы проще, если у родителей свободный режим работы»
|
Оба сына Елены Кормильцевой — Тимофей и Лука — последние несколько лет учатся дома. В школу приходят только сдавать аттестационные работы. |
— Мы ушли из школы, когда старший сын перешел в пятый класс, а младший учился в началке. Учеба отнимала много сил, уйму времени, и на собственную жизнь у них просто не оставалось ресурса. Еще один яркий стимул: старший ребенок, который с детства был любознательным и интеллектуально проворным, стал говорить, что в школе ему скучно, учебники унылые, он не хочет учить то и это.
Решение уйти из школы созрело не вдруг: я много лет следила за анскулерами и экстернами в тематических родительских сообществах и знала, что проходить и сдавать школьную программу можно несравнимо меньшей кровью, при этом останутся силы и время на собственные интересы. Тем более что во время перевода на семейное обучение я сама работала в свободном режиме, по большей части из дома. Хоум-офис и хоумскулинг неплохо сочетаются.
Мы хотели уйти из школы на год раньше, но с одной стороны, на тот момент школа еще не внесла изменений в свой устав в связи с новым Законом об образовании 2012 года (тогда мало где уставы были переработаны), и нас не могли никуда отпустить. С другой стороны, директор и учителя предложили подождать еще немного, подумать и примериться к средней школе.
Каких-то палок в колеса при переходе на семейное образование не было. Была, скорее, озабоченность будущим детей со стороны учителей и администрации. С нами говорили о возможных сложностях, призывали одуматься. Но это была нормальная человеческая забота. А некоторые учителя неожиданно для нас идею семейного обучения поддержали. Казалось бы, учитель должен поддерживать свою систему — но нет, два педагога согласились в личных разговорах, что моим детям учиться вне школы будет лучше.
Чтобы смягчить переход на семейное обучение и не биться о разные непредвиденные сложности взаимодействия со школой, мы прикрепились к замечательной площадке «Экстерн-офис» в Новосибирске. Она помогает проходить школьную программу в своем темпе и сдавать аттестации по каждому предмету дистанционно. Это не бесплатно, но недорого. То есть мы отчислились из своей гимназии, отправили документы в Новосибирск и прикрепились к школе, с которой сотрудничал «Экстерн-офис». Так мальчишки учились два года.
Потом у меня екнуло в груди: они слишком много учатся через интернет и практически не нюхают обычного школьного пороху. Это расслабляет и отрывает от реальности. И с начала этого учебного года мы прикрепились для сдачи аттестаций к школе в Екатеринбурге. Теперь парни раз в четверть сдают аттестации по каждому предмету, видят живых учителей, получают обратную связь — и это плюс. Минус — нужно чаще ездить на аттестации, согласовывать график с учителями, меньше свободного времени, по сравнению с учебой в «Экстерн-офисе».
Обучение вне школы дает больше времени на развитие
Елена Кормильцева для 66.ru
Сейчас у мальчишек есть обязательный план по учебе, который они должны выполнить, и время для прочих занятий и интересов. Иногда «обязаловка» пересекается с собственными интересами, иногда нет. Например, старший с головой ушел в астрономию, астрофизику и химию, он много читает об этом, ходит на станцию юннатов, участвует в экологических интенсивах и научной школе в СУНЦе. Младший учится в художке и очень этому рад. У него пул особых интересов еще не сложился, так что он просто готовится в течение четверти к аттестациям, у него есть свое довольно гибкое расписание, когда и чем он занимается.
Дети теперь знают, что есть вещи обязательные, они не всегда интересны (хоть дома, хоть в школе), но никуда не денешься — выполнять надо. И есть вещи интересные и почти личные — и на них при семейном обучении находятся силы и время. Я уверена, что останься парни в школе — у них бы точно не хватало времени и сил на то, чем они занимаются сейчас помимо учебы.
Чего не хватает — так это общения с другими ребятами. У младшего есть художка трижды в неделю, старший ходит на станцию юннатов и другие мероприятия. Но все равно хочется большего. Поэтому идея поступить в профильное учебное заведение в старших классах кажется правильной. Я пока не знаю, останутся ли они на семейном обучении и до конца школы, но если так, пожалуй, в 10–11-м вернутся в «Экстерн-офис», чтобы пройти программу старших классов за год с небольшим, а потом спокойно готовиться к ЕГЭ и избежать нервного истощения, обычного для 11-классников.
История 2. Татьяна Мазохина: «Учить сына с репетиторами дома стоило дешевле, чем платная школа»
|
Сейчас Татьяна с сыном-восьмиклассником временно живут в другой стране. Но на образовании Максима это никак не сказывается — он уже несколько лет учится дистанционно. |
— У нас было несколько предпосылок, чтобы уйти на семейное обучение. Как многие дети, живущие в центре, Максим по прописке пошел в 5-ю гимназию. Правда, нам сказали, что прописки мало: надо еще отходить год на подготовительные курсы и сдать экзамен. Макс успешно все сдал, а 1 сентября выяснилось, что две трети одноклассников живут совсем не в центре, никаких курсов не посещали и ничего не сдавали. В детский сад мой ребенок не ходил, поэтому первые три недели были самыми интересными в его маленькой жизни: в классе было 40 человек, более приспособленных к выживанию в коллективе. Стычки, недовольство учителей из-за этих конфликтов. В итоге сын заболел воспалением легких — вполне нормальная реакция на такую школьную жизнь.
Я забрала документы из пятерки и перевела Макса в частную школу. Здесь учили два языка, максимальное количество учеников в классе — 15 (у нас в среднем было 5–7), казалось бы, социально однородное общество. Но на самом деле это была просто школа для детей богатых родителей. Во главу угла здесь было поставлено не обучение как таковое, получение не знаний детьми, а денег — от их родителей. Регулярно случались конфликты между школьниками, но директора это не особо волновало.
После одного из таких конфликтов я и увела Макса на семейное обучение. Пришлось потрудиться: устав гимназии до этого не был изменен в соответствии с ФЗ, так что изменения в документ вносили с моей подачи. Половину третьего и четвертый класс Максим приходил в гимназию каждую четверть, чтобы сдать промежуточные экзамены, а в конце года сдавал переводной.
В 5-м классе Макс решил, что хочет вернуться в школу. В результате 5-й и 6-й классы он учился традиционно: ранний подъем, полдня в школе, зубрежка. После школы — занятия с репетиторами, потому что знаний, которые давали в платной (!) гимназии, явно не хватало. В 7-м классе повысилась плата за обучение — до 30 тыс. за месяц. Прибавьте к этому расходы на дополнительные занятия. К репетиторству по языкам добавилась математика: учительница не желала особенно себя утруждать объяснением материала для пяти учеников и регулярно ставила всем двойки.
Я посчитала, во сколько мне обойдутся репетиторы по сложным предметам, если уйти из школы и учиться дома, — выходило в разы меньше. И это при том, что занятия индивидуальные. Я навела справки по всем известным экстерн-площадкам, в итоге остановилась на Новосибирске. Там уже приличное время работала площадка, созданная сотрудником Академгородка, который договорился с несколькими школами, что они будут принимать экзамены у экстернов.
Что представляет собой этот экстернат. Технически это сайт с запароленным доступом для ученика, родителей, учителя и куратора. На сайте для каждого года обучения выложена программа по предметам, обязательным к сдаче по системе среднего образования РФ. Обучаться могут школьники с 1-го по 11-й класс. Правда, это обучение предполагает очные экзамены — дважды за все время: в 9-м классе нужно очно сдавать ГИА, в 11-м — ЕГЭ. При этом надо будет прожить месяц в Новосибирске — для подготовки к экзамену.
|
Как правило, на всех площадках, работающих с хоумскулерами, аттестации заканчиваются до мая. Ученики вместе с преподавателями и родителями составляют график изучения предметов и сдачи контрольных работ. По словам родителей и школьников, изучить один предмет по школьному курсу можно за два месяца. |
Как выглядит изучение основных предметов. На сайте ребенок видит список вопросов, которые попадутся во время сдачи. Ответ можно написать в специальном окне, в другом окне — посмотреть правильный (проверить себя). По математике, физике, химии, русскому языку есть практические задачи, без решения которых не допустят к основной сдаче. Все вопросы, которые видишь на сайте, есть в контрольных вопросах. Это принципиальная позиция создателя школы: не задавать вопросов на экзамене мимо кассы, как это нередко бывает в традиционном обучении. По факультативным предметам (ОБЖ, физкультура) пишутся рефераты на определенные темы. По ИЗО и технологии к рефератам прикладываются фото работ, выполненных учеником.
Как происходит сдача промежуточных экзаменов. Ребенок садится с подписанными чистыми листками для экзамена перед компьютером, камера направлена на стол, чтобы был виден ученик, его руки и работа, нажимается кнопка на сайте — начинает записываться и передаваться потоковое видео. Экзамен длится часа три. Потом работу надо отсканировать и отослать сканы на проверку учителю.
|
Предмет сдается один раз — сразу весь годовой курс. Оценка заносится в табель в личном деле. Пересдачи, конечно, тоже возможны. |
Несомненный плюс такого образования — ребенок может учиться в любой точке земного шара, где есть интернет. Мне нравится, каким образом систематизированы знания и как сформулированы вопросы для ученика: нет ничего лишнего, но они так составлены, что стимулируют школьника на поиск дополнительного материала.
Самое главное — на домашнем обучении совсем другой режим: ребенку не надо подрываться в 7 утра, чтобы спешить в школу. Он сам планирует, когда и чем ему заниматься. Если что-то интересно, этому можно уделить больше времени и внимания. В итоге он получает гораздо больше знаний, чем при традиционном обучении.
Что делать тем, кто решил перевести ребенка на семейное образование
1. Подать соответствующее заявление в свободной форме секретарю школы. Обязательно с копией для вас — на ней необходимо поставить штамп регистрации входящих документов. Помните, что отсутствие в уставе школы пункта о возможности семейного образования не может служить основанием для отказа.
2. Написать заявление в органы местного самоуправления о том, что ребенок будет обучатся без участия школы. Заявление носит уведомительный характер.
3. Составить договор со школой, в которой ребенок будет проходить аттестацию: сколько раз в год необходимо приходить на аттестацию. Также в документе можно оговорить, какие темы необходимо пройти, по каким учебным пособиям.
4. Обеспечить образовательный процесс для ребенка: снабдить соответствующими учебными пособиями, объяснять материал самостоятельно или приглашать для этого специалистов.
Важно помнить, что контроль за обучением остается в ведении государственных образовательных организаций. То есть администрация школы вправе расторгнуть договор, если, обучаясь дома, ученик не усваивает программу. В этом случае родителям могут предложить продолжить его обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс. Но без вашего согласия вернуть ребенка в общеобразовательную школу нельзя.