В марте Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес приговор таксисту Сергею Соколову, который летом прошлого года поссорился с 22-летней пассажиркой, около суток возил ее в багажнике, а потом обезглавил. В том же месяце в Перми арестовали водителя такси за убийство 10-летнего ребенка. Девочка возвращалась домой из школы, злоумышленник схватил ребенка, затолкал в автомобиль, вывез за город и убил, спрятав тело под мостом через реку Гаревая. В двух ужасных историях общее то, что оба убийцы ранее уже были осуждены. Первый освободился в 2003 г., отсидев за незаконный оборот наркотиков, второй привлекался к уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетней.
На днях всплыло еще одно тяжкое преступление, совершённое таксистом. Фигурантом уголовного дела об изнасиловании двух девочек стал бывший майор милиции из Нижнего Тагила, который семь лет назад уволился из органов по состоянию здоровья и устроился на работу в такси. 47-летний Олег Щ. заманивал несовершеннолетних в машину, вывозил в гаражи и насиловал. Жертв экс-милиционера на самом деле может быть и больше.
Пермское убийство 10-летней Юли напомнило жителям Прикамья еще одну историю — бывшего инкассатора Александра Шурмана, который, отсидев за похищение 250 млн руб., позже устроился на работу в такси. Как сообщает портал Properm.ru, 30 марта в Перми прошел митинг за ужесточение наказания педофилам. Ранее организаторы создали соответствующую петицию, которую подписали уже более 11,5 тыс. пользователей.
Журналисты 66.RU выяснили, что сегодня при приеме на работу менеджеры служб заказа такси не имеют законной возможности проверить кандидата на наличие судимости. Как сообщили в службе заказа такси «Максим», основной документ, который подтверждает адекватность потенциального сотрудника, — его водительское удостоверение. «Обязательным условием допуска к управлению транспортными средствами является прохождение медкомиссии и выдача медицинской справки. В числе прочих специалистов водителей осматривают невропатолог, нарколог, психиатр», — подчеркнули в «Максиме».
Перед началом сотрудничества менеджеры проверяют водительский стаж кандидата, консультируют, как получить разрешение на работу таксистом, смотрят на внешний вид человека, как он общается, в каком состоянии содержит автомобиль. Отдел безопасности проверяет водителя по открытым базам данных на штрафы и ДТП, смотрит его страницы в соцсетях. В то же время на прямой вопрос нашего корреспондента, может ли стать таксистом гражданин с судимостью, в «Максиме» ответили утвердительно.
— Государство не ограничивает людей, отбывших наказание, в праве работать водителями и заниматься многими другими видами деятельности. Справку о наличии (отсутствии) судимости выдают только лицу, которое запрашивает информацию о себе. Таким образом, организации не имеют легальной возможности проверять водителей на судимость, а закон не предполагает обязанности кандидата предоставлять такую справку при начале договорных отношений. Поэтому да — в любой организации (за некоторым исключением) это возможно.
В «Яндекс.Такси» 66.RU сообщили, что к их клиентам приезжают водители, которых нанимали на работу таксопарки — партнеры службы онлайн-заказа. Соответственно, последние и проверяют адекватность таксистов при трудоустройстве.
— «Яндекс.Такси» не работает с водителями напрямую, мы сотрудничаем с партнерами — таксопарками и диспетчерскими. Соответственно, таксопарк самостоятельно определяет условия сотрудничества с водителем и контролирует наличие документов, которые требуются законодательством для работы водителем такси.
Судя по новостным сводкам, нередко с агрессией водителей сталкиваются клиенты службы заказа такси «Везёт». Так, 25 марта в Нижнем Тагиле таксист отказался перевозить двух малолетних детей, потому что у него не было автокресел, поссорился с их матерью и уехал с ребенком на заднем сиденье. Сотрудники Следственного комитета проводят проверку. В январе водитель такси «Везёт» «прокатил» сотрудника ГИБДД по улице Челюскинцев в Екатеринбурге, зажав руку полицейского в окне своего автомобиля. В этой службе заказа отказались раскрыть свои методы проверки таксистов на адекватность: журналист 66.RU отправил соответствующий запрос, но через продолжительное время в пресс-службе заявили, что руководство компании не намерено давать комментарии на эту тему.
Вероятность нарваться на опасного извозчика снизится, если заказывать автомобиль напрямую в таксопарке. Такие компании, где водителей обязательно проверяют перед выходом на линию, в Екатеринбурге существуют. Но стоимость поездки будет как минимум в полтора раза больше той, что предлагают службы заказа.
Для жалоб пассажиров в адекватных службах заказа давно функционируют круглосуточные каналы обратной связи. По телефонам служб поддержки, в приложениях или специальных блогах клиент может оставить отзыв о поездке, его «зафиксируют и обязательно рассмотрят».
Для экстренных случаев, когда пассажир подвергся нападению со стороны водителя или наоборот, в приложениях предусмотрены тревожные кнопки. Но в лучшем случае клиенту «сразу самостоятельно перезвонят» из службы поддержки. То есть по факту все разногласия стороны конфликта — таксист и пассажир — должны решать непосредственно между собой. И если водитель, исходя из своего опыта работы, морально готов к неадекватности клиентов, то последние, особенно если это дети, — далеко не всегда. Так или иначе водитель (а он, как мы уже выяснили, теоретически может быть уголовником), если задумает на кого-то напасть, будет иметь преимущество хотя бы в виде того же автомобиля, которым он управляет.
Несколько простых правил, как не стать жертвой агрессивного таксиста:
Константин Мельницкий; 66.RU; Виктор Михалев для Properm.ru; Сергей Логинов для 66.RU; архив 66.ru