Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Насилуют детей, калечат полицейских: почему уголовников берут на работу в такси

6 апреля 2017, 14:20
расследование
Насилуют детей, калечат полицейских: почему уголовников берут на работу в такси
Фото: Сергей Логинов для 66.RU ,архив 66.ru
В последние месяцы в Екатеринбурге и соседних городах таксисты нередко становятся героями криминальных сводок. Популярные службы заказа такси зачастую не имеют отношения к найму водителей, и к клиенту может приехать потенциальный преступник. А заказывать машины в конторах, держащих собственные таксопарки, большинству не по карману. Остается только пользоваться простыми советами, как избежать конфликта с водителем во время поездки и минимизировать риск стать очередной жертвой.

Таксисты в криминальной хронике

В марте Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес приговор таксисту Сергею Соколову, который летом прошлого года поссорился с 22-летней пассажиркой, около суток возил ее в багажнике, а потом обезглавил. В том же месяце в Перми арестовали водителя такси за убийство 10-летнего ребенка. Девочка возвращалась домой из школы, злоумышленник схватил ребенка, затолкал в автомобиль, вывез за город и убил, спрятав тело под мостом через реку Гаревая. В двух ужасных историях общее то, что оба убийцы ранее уже были осуждены. Первый освободился в 2003 г., отсидев за незаконный оборот наркотиков, второй привлекался к уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетней.

На днях всплыло еще одно тяжкое преступление, совершённое таксистом. Фигурантом уголовного дела об изнасиловании двух девочек стал бывший майор милиции из Нижнего Тагила, который семь лет назад уволился из органов по состоянию здоровья и устроился на работу в такси. 47-летний Олег Щ. заманивал несовершеннолетних в машину, вывозил в гаражи и насиловал. Жертв экс-милиционера на самом деле может быть и больше.

Пермское убийство 10-летней Юли напомнило жителям Прикамья еще одну историю — бывшего инкассатора Александра Шурмана, который, отсидев за похищение 250 млн руб., позже устроился на работу в такси. Как сообщает портал Properm.ru, 30 марта в Перми прошел митинг за ужесточение наказания педофилам. Ранее организаторы создали соответствующую петицию, которую подписали уже более 11,5 тыс. пользователей.

Петицию планируют отправить в Кремль, Совет Федерации, Госдуму и региональное Законодательное собрание.

Как уголовники попадают в таксисты

Журналисты 66.RU выяснили, что сегодня при приеме на работу менеджеры служб заказа такси не имеют законной возможности проверить кандидата на наличие судимости. Как сообщили в службе заказа такси «Максим», основной документ, который подтверждает адекватность потенциального сотрудника, — его водительское удостоверение. «Обязательным условием допуска к управлению транспортными средствами является прохождение медкомиссии и выдача медицинской справки. В числе прочих специалистов водителей осматривают невропатолог, нарколог, психиатр», — подчеркнули в «Максиме».

Перед началом сотрудничества менеджеры проверяют водительский стаж кандидата, консультируют, как получить разрешение на работу таксистом, смотрят на внешний вид человека, как он общается, в каком состоянии содержит автомобиль. Отдел безопасности проверяет водителя по открытым базам данных на штрафы и ДТП, смотрит его страницы в соцсетях. В то же время на прямой вопрос нашего корреспондента, может ли стать таксистом гражданин с судимостью, в «Максиме» ответили утвердительно.

Павел Стенников, начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— Государство не ограничивает людей, отбывших наказание, в праве работать водителями и заниматься многими другими видами деятельности. Справку о наличии (отсутствии) судимости выдают только лицу, которое запрашивает информацию о себе. Таким образом, организации не имеют легальной возможности проверять водителей на судимость, а закон не предполагает обязанности кандидата предоставлять такую справку при начале договорных отношений. Поэтому да — в любой организации (за некоторым исключением) это возможно.

В «Яндекс.Такси» 66.RU сообщили, что к их клиентам приезжают водители, которых нанимали на работу таксопарки — партнеры службы онлайн-заказа. Соответственно, последние и проверяют адекватность таксистов при трудоустройстве.

Александра Репьева, региональный представитель компании «Яндекс»:

— «Яндекс.Такси» не работает с водителями напрямую, мы сотрудничаем с партнерами — таксопарками и диспетчерскими. Соответственно, таксопарк самостоятельно определяет условия сотрудничества с водителем и контролирует наличие документов, которые требуются законодательством для работы водителем такси.

Судя по новостным сводкам, нередко с агрессией водителей сталкиваются клиенты службы заказа такси «Везёт». Так, 25 марта в Нижнем Тагиле таксист отказался перевозить двух малолетних детей, потому что у него не было автокресел, поссорился с их матерью и уехал с ребенком на заднем сиденье. Сотрудники Следственного комитета проводят проверку. В январе водитель такси «Везёт» «прокатил» сотрудника ГИБДД по улице Челюскинцев в Екатеринбурге, зажав руку полицейского в окне своего автомобиля. В этой службе заказа отказались раскрыть свои методы проверки таксистов на адекватность: журналист 66.RU отправил соответствующий запрос, но через продолжительное время в пресс-службе заявили, что руководство компании не намерено давать комментарии на эту тему.

Вероятность нарваться на опасного извозчика снизится, если заказывать автомобиль напрямую в таксопарке. Такие компании, где водителей обязательно проверяют перед выходом на линию, в Екатеринбурге существуют. Но стоимость поездки будет как минимум в полтора раза больше той, что предлагают службы заказа.

Что делать при форс-мажоре и как его избежать

Для жалоб пассажиров в адекватных службах заказа давно функционируют круглосуточные каналы обратной связи. По телефонам служб поддержки, в приложениях или специальных блогах клиент может оставить отзыв о поездке, его «зафиксируют и обязательно рассмотрят».

Для экстренных случаев, когда пассажир подвергся нападению со стороны водителя или наоборот, в приложениях предусмотрены тревожные кнопки. Но в лучшем случае клиенту «сразу самостоятельно перезвонят» из службы поддержки. То есть по факту все разногласия стороны конфликта — таксист и пассажир — должны решать непосредственно между собой. И если водитель, исходя из своего опыта работы, морально готов к неадекватности клиентов, то последние, особенно если это дети, — далеко не всегда. Так или иначе водитель (а он, как мы уже выяснили, теоретически может быть уголовником), если задумает на кого-то напасть, будет иметь преимущество хотя бы в виде того же автомобиля, которым он управляет.

Несколько простых правил, как не стать жертвой агрессивного таксиста:

  • будьте вежливы, уверены в себе, но не агрессивны, улыбайтесь, выражайтесь четко и ясно;
  • вызывайте такси через приложение или по звонку, а не ловите на обочине;
  • ездите только с проверенными перевозчиками;
  • заведите «своего» проверенного таксиста, а лучше нескольких (как правило, это люди, которые работают в такси на постоянной основе, они часто бывают на линии и охотно делятся личным номером телефона);
  • сообщите родственникам и знакомым о предстоящей поездке в такси;
  • если вы отправляете своего ребенка на такси, в некоторых приложениях его перемещение можно отследить онлайн;
  • лучше всего ездить в компании друзей или родственников, а не в одиночку;
  • откажитесь от поездки в такси, если внешний вид водителя вызывает у вас подозрение или в салоне сидят посторонние;
  • садитесь на заднее сиденье — так проще контролировать действия водителя;
  • следите за маршрутом, по которому вас везут;
  • не подгоняйте водителя и не давайте ему дополнительные поручения, тем самым провоцируя конфликт;
  • не навязывайте водителю беседу, лучше ехать молча или поддерживать предложенную тему разговора.
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU; Виктор Михалев для Properm.ru; Сергей Логинов для 66.RU, архив 66.ru