Реформа общественного транспорта, отложенная на два года по причинам, о которых вроде бы все всё понимают™, все-таки будет внедрена в Екатеринбурге. Мы снова проделали несколько рейсов по новой маршрутной сети, чтобы сравнить ее с существующей и понять, что же изменится. А главное — почему нельзя просто взять и поменять маршрутную сеть.
Напомним, минувшей зимой мы уже ставили подобный эксперимент — и он наглядно показал, что после транспортной реформы хуже в городе не станет — просто некуда. А вот надежда на улучшение, наоборот, появится. Оспорить этот тезис мы даже не пытаемся.
Мы снова взяли в аренду небольшой автобус и попросили водителя проехать вместе с нами тремя маршрутами строго в правом ряду, останавливаясь на каждой остановке и пережидая нужное количество времени там, где новая схема предполагает пересадку. Задача — смоделировать, сколько времени и денег придется затратить пассажиру, имеющему конкретную задачу добраться из точки А в точку Б.
Пока транспортная реформа поставлена на паузу, есть время хорошенько к ней подготовиться. Вопрос — готовятся ли?
У нас есть три точки А и три точки Б. Новая маршрутная сеть известна — она опубликована на официальном портале Екатеринбурга, и по схеме понятно, на каком транспорте ехать и где делать пересадку. Маршрут по существующей сети мы составляли, используя систему «2Гис», поскольку наш предыдущий выбор — «Яндекс.Транспорт» — был подвергнут жесткой критике читателей.
Еще одно пожелание, которое мы учли на этот раз, — собрать утренние пробки. «Какой смысл кататься средь бела дня, если основное количество пассажиров едут на работу рано утром, а домой — после 18:00?» — подобной критики мы огребли с лихвой, поэтому сейчас из каждой точки А выезжали ровно в 7:30, чтобы в полной мере насладиться екатеринбургскими заторами.
Кроме того, нам удалось включить в маршруты конкретные районы, по которым были читательские запросы. Так в нашем эксперименте появились, например, жилые массивы Химмаш и Сортировка.
Итак, начнем.
Маршрут 1: Химмаш — УрФУ
Сейчас добраться до «упишных» корпусов главного университета Урала можно без пересадок — от Химмаша туда идет прямой троллейбус №6. В 7:30 мы включили трекеры на конечной остановке.
Новая схема предполагает, что транспорт будет ходить здесь каждые пять минут, мы засекли ровно половину этого времени — 2,5 минуты — и отправились. Троллейбус, который ездит по сегодняшнему расписанию, ожидал на конечной остановке шесть минут.
Особенность современных троллейбусных маршрутов в Екатеринбурге заключается в том, что ими почти никто не пользуется. Кто ездит, тот подтвердит.
Самое пробочное место на всем маршруте — участок улицы Щербакова перед железнодорожным мостом и развязкой с Объездной дорогой. Если прилично вести себя на дороге, то вы простоите здесь достаточно долго, причем в этот затор можно попасть не только в часы пик.
Новая маршрутная сеть предполагает: чтобы доехать от Химмаша до УрФУ, придется сделать одну пересадку в районе Центральной гостиницы. Скорее всего, остановочные комплексы здесь будут перенесены ближе к перекрестку, но пока пеший переход составляет 220 метров, а на ожидание транспорта мы заложили те же средние 2,5 минуты.
В мэрии говорят, что наиболее вероятный вариант нового повременного тарифа — билет на 60 минут стоимостью 28 руб. (точнее, стоимостью, равной цене билета, действующей на момент перехода на повременные тарифы, — ведь сколько будет стоить проезд к 2019 году, мы не знаем). По утренним пробкам мы доехали до места пересадки за 61 минуту. То есть чтобы продолжить маршрут, придется заплатить за проезд повторно.
Итого
Старая схема | Новая схема |
---|---|
Протяженность маршрута: 16,96 км | Протяженность маршрута: 16,96 км |
Время в пути: 1 час 30 мин | Время в пути: 1 час 18 мин |
Количество пересадок: 0 | Количество пересадок: 1 |
Ожидание троллейбуса: 6 минут на конечной остановке | Ожидание транспорта: 2,5 минуты на конечной остановке + 2,5 минуты в месте пересадки |
Стоимость проезда: 28 руб. | Стоимость проезда: 56 руб. (при стоимости 60-минутного проездного 28 руб.) |
Маршрут 2: Сортировка — ЖБИ
Нас попросили связать два района, находящихся на внушительном отдалении от центра города. Сейчас от конечной остановки «Пехотинцев» до конечной остановки «40 лет ВЛКСМ» едут два прямых маршрута: №15 (автобусы системы «ПАЗ») и №61 (большие «Икарусы» и им подобные). «2Гис» предлагает воспользоваться любым из них, так что мы сели в тот, который пришел раньше — 15-й.
Два часа в древнем, неудобном ПАЗе с восточной музыкой — это не пытка, это реальность. Никакая реформа не имеет смысла, если она оставляет такому транспорту право на существование.
Правда, и на его ожидание ушло четыре минуты, в то время как по новой транспортной схеме автобусы здесь также ходят каждые шесть минут (соответственно, чтобы усреднить эту цифру, мы подождали три минуты). Новая схема, в отличие от нынешней, предполагает одну пересадку: с автобуса №45 на автобус №44 в районе улицы Шаумяна (да-да, в новой маршрутной сети путь с Сортировки на ЖБИ лежит через Юго-Западный район).
Как и в предыдущий раз, мы начали в 7:30, и утренние пробки не позволили нам доехать до места пересадки меньше чем за час. Поэтому снова пришлось покупать еще один билет.
Итого
Старая схема | Новая схема |
---|---|
Протяженность маршрута: 16 км | Протяженность маршрута: 21 км |
Время в пути: 2 час 4 мин | Время в пути: 1 час 57 мин |
Количество пересадок: 0 | Количество пересадок: 1 |
Ожидание автобуса: 4 минуты на конечной остановке | Ожидание автобуса: 3 минуты на конечной остановке + 2,5 минуты в месте пересадки |
Стоимость проезда: 28 руб. | Стоимость проезда: 56 руб. (при стоимости 60-минутного проездного 28 руб.) |
Маршрут №3: ВИЗ — Компрессорный
Третий маршрут мы решили проехать не в утренний, а в вечерний час пик. В 18:00 мы отправились с остановки «Викулова» на ВИЗе в микрорайон Компрессорный. Сейчас этот маршрут можно проехать без пересадок, если не побрезгуете сесть в маломерный 64-й автобус. На подряде у компании, обслуживающей этот маршрут, есть не только собственные «Богданы», но и индивидуальные предприниматели на личных древних «Хёндайчиках», что делает этот маршрут одним из самых убогих в Екатеринбурге. Тем не менее доехать до конечной на Компрессорной можно без пересадок — пусть даже стоя и с загнутой головой (если ваш рост выше 180 см).
64-й автобус ходит не чаще одного раза в 15–20 минут. Во время пробок интервал увеличивается до часа. А частных водителей с собственными автобусами на маршруте так много, что в январские праздники, когда они считают, что могут отдыхать, время ожидания растягивается на несколько часов.
В новой маршрутной сети ВИЗ и Компрессорный не связаны напрямую, так что в районе Центральной гостиницы придется пересесть с троллейбуса №20 на большой автобус №49. Оба ходят каждые пять минут — соответственно, на ожидание заложили по 2,5 минуты.
Дорога до Компрессорного района в обоих случаях заняла больше двух часов — но в этот раз, двигаясь по новой схеме, мы все-таки успели доехать до места пересадки, уложившись в отведенное виртуальным билетом время, и доплачивать за пробки не пришлось.
Итого
Старая схема | Новая схема |
---|---|
Протяженность маршрута: 23 км | Протяженность маршрута: 23 км |
Время в пути: 2 часа 27 мин | Время в пути: 2 часа 15 мин |
Количество пересадок: 0 | Количество пересадок: 1 |
Ожидание автобуса: 9 минут на остановке «Викулова» | Ожидание автобуса: 2,5 минуты на остановке «Викулова» + 2,5 минуты в месте пересадки |
Стоимость проезда: 28 руб. | Стоимость проезда: 28 руб. (при стоимости 60-минутного проездного 28 руб.) — успели сделать пересадку, пока не истекло время действия билета |
Второе. Маршруты, выбранные нами в этот раз, наглядно показали, что реформа общественного транспорта невозможна без изменения системы тарифов. В мэрии говорят, что повременный тариф будет введен уже до конца этого года. Затевать реформу без этого бессмысленно.
Напомним, во время нашего прошлого эксперимента оказалось, что большинство пассажиров будут укладываться в 60 минут, чтобы сделать одну пересадку. Сегодня мы подошли к этому вопросу с другой стороны — и открылась другая картина.
И третье. Один из пунктов транспортной реформы предполагает, что на большинстве маршрутов (особенно это касается центральной части города) будут ходить большие автобусы. Этот нюанс становится особенно важным, когда проедешь в час пик в общественном транспорте «средней вместимости».
Автобусы системы «Богдан» навсегда снимут со всех маршрутов общественного транспорта в Екатеринбурге
Очевидно, что принять все нововведения к 1 июня 2017 г. городская администрация просто не смогла бы. Вариант, который нам предлагали, заключался в том, чтобы переверстать маршрутную сетку, а потом потихоньку, мелкими шагами, приводить всю систему к единому знаменателю. Единственный плюс такого подхода заключался в том, что в этом случае муниципальные компании-перевозчики увидели бы свет в конце тоннеля. Доживут ли они до 2019 года, когда власти планируют все-таки приступить к реформе, остается только гадать.
Над материалом работали: Алексей Земляков, Сергей Логинов, Артем Очеретин |
P.S. А предлагаемая поездка с Сортировки на ЖБИ через Юго-Запад - верх маразма! Ладно, хоть не через Вторчермет...
Экспериментаторам досталась карта новой схемы маршрутов без трамваев, почему-то...
И да, безусловно, нужен тариф на 90 минут. Часа мало. Потом, если ситуация реально исправится, можно будет подумать о введении 60-минутного тарифа ВМЕСТО 90-минутного.
Или как вариант: дайте людям право выбора - тариф на 60 или на 90 минут. Скажем, 60 минут будет стоить 28 рублей за билет, а 90 минут - 35 рублей. Люди сами решат, что им выгодно.
2. Преследуемые администрацией цели как-то не вяжутся с обеспечением безопасной и удобной перевозкой пассажиров.
Многие передвигаются только с работы до дома и потом наоборот. Это создает пробки в часы пик.
Увы, но к этому шли более 20 лет и отучить сейчас будет очень сложно.
Как и бардак с брасанием машин везде, в результате сужение дорог. Прим это, стоят знаки, не стоят всем пофиг. Можно косить сотнями штрафы.
Надо запретить всю их деятельность полностью, виновных посадить, кого надо - депортировать. Провести реформу транспорта, но сделать это поэтапно, а не в один день.
Но пока у нас в стране, области и городе такая власть ничего этого не будет.
проедьте там, где кондуктора нет
Да и на ночь паркуются чаще на отшибах каких, где нет проблем с парковкой. Хотя не редко и в дефицитных на парковки местах встречал.
А вот куда большая проблема о которых никто почему то не пишет, что частники используют зачастую убитые маршрутки, я сейчас даже не про убитые подвески, когда каждая кочка и полицейский отдается в мозгу, а иногда и подлетаешь сантиметров на десять, сидя на сидении. А про вонь в салоне от выхлопных газов, потекшего антифриза, сгоревшего масла и постоянная пыль в воздухе, так как некоторые(многие?) маршрутки внутри не моют по пол года то точно.
к слову и в автобусах общественного транспорта иногда неприятный технический запах, а вот в троллейбусах и трамваях всех перечиследных проблем, по понятным причинам не бывает.
Так что запрещать маршрутки и автобусы частников, надо не из-за мифических налогов и парковок, а из-за постоянного вреда здоровью всех пассажиров, которых они перевозят.
Поэтому должен быть нормальный муниципальный транспорт, а для этого его надо полностью реформировать.
Глупости не пишите!
к слову и в автобусах общественного транспорта иногда неприятный технический запах, а вот в троллейбусах и трамваях всех перечиследных проблем, по понятным причинам не бывает.
Так что запрещать маршрутки и автобусы частников, надо не из-за мифических налогов и парковок, а из-за постоянного вреда здоровью всех пассажиров, которых они перевозят.
И дышать выхлопными газами и прочей гадостью, придется все равно меньше, чем когда едешь в маршрутке, в которую затягивает газы из выхлопной системы, с приятным сладковатым добавлением антифриза от печки в салоне.
Новая сеть предполагает базовую основу в виде трамвая, поэтому маршрут на автобусе в новой сети совершенно не эффективен. Только трамваефоб на нём поедет.
В результате потратили лишнее время, километры и деньги.
В методологии тоже надо немного подкрутить.
Чтобы учесть интервалы, на первой остановке надо пропустить первый автобус, дождаться второго, засечь время между ними, и одновременно выехать. Потом к времени пути в старой схеме добавить половину вычисленного интервала, а в новой половину заявленного.
Жду третьего заезда.
В итоге получилось, что эксперимент поставлен неправильно, требую переделать!
Надо разогнать к чертям маршрутчиков.Муниципальному ОТ -они не конкуренты,а враги.