Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Гонки на автобусах: почему на самом деле в Екатеринбурге отложили реформу общественного транспорта

23 марта 2017, 17:31
Гонки на автобусах: почему на самом деле в Екатеринбурге отложили реформу общественного транспорта
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Готовясь к очередному практическому тест-драйву новой системы общественного транспорта, на которую Екатеринбургу предстоит перейти в 2019 году, мы поставили задачу учесть максимум пожеланий читателей.

Реформа общественного транспорта, отложенная на два года по причинам, о которых вроде бы все всё понимают™, все-таки будет внедрена в Екатеринбурге. Мы снова проделали несколько рейсов по новой маршрутной сети, чтобы сравнить ее с существующей и понять, что же изменится. А главное — почему нельзя просто взять и поменять маршрутную сеть.

Напомним, минувшей зимой мы уже ставили подобный эксперимент — и он наглядно показал, что после транспортной реформы хуже в городе не станет — просто некуда. А вот надежда на улучшение, наоборот, появится. Оспорить этот тезис мы даже не пытаемся.

Мы снова взяли в аренду небольшой автобус и попросили водителя проехать вместе с нами тремя маршрутами строго в правом ряду, останавливаясь на каждой остановке и пережидая нужное количество времени там, где новая схема предполагает пересадку. Задача — смоделировать, сколько времени и денег придется затратить пассажиру, имеющему конкретную задачу добраться из точки А в точку Б.

Гонки на автобусах: почему на самом деле в Екатеринбурге отложили реформу общественного транспорта

Пока транспортная реформа поставлена на паузу, есть время хорошенько к ней подготовиться. Вопрос — готовятся ли?

У нас есть три точки А и три точки Б. Новая маршрутная сеть известна — она опубликована на официальном портале Екатеринбурга, и по схеме понятно, на каком транспорте ехать и где делать пересадку. Маршрут по существующей сети мы составляли, используя систему «2Гис», поскольку наш предыдущий выбор — «Яндекс.Транспорт» — был подвергнут жесткой критике читателей.

Еще одно пожелание, которое мы учли на этот раз, — собрать утренние пробки. «Какой смысл кататься средь бела дня, если основное количество пассажиров едут на работу рано утром, а домой — после 18:00?» — подобной критики мы огребли с лихвой, поэтому сейчас из каждой точки А выезжали ровно в 7:30, чтобы в полной мере насладиться екатеринбургскими заторами.

Кроме того, нам удалось включить в маршруты конкретные районы, по которым были читательские запросы. Так в нашем эксперименте появились, например, жилые массивы Химмаш и Сортировка.

Итак, начнем.

Маршрут 1: Химмаш — УрФУ

Сейчас добраться до «упишных» корпусов главного университета Урала можно без пересадок — от Химмаша туда идет прямой троллейбус №6. В 7:30 мы включили трекеры на конечной остановке.

Новая схема предполагает, что транспорт будет ходить здесь каждые пять минут, мы засекли ровно половину этого времени — 2,5 минуты — и отправились. Троллейбус, который ездит по сегодняшнему расписанию, ожидал на конечной остановке шесть минут.

Гонки на автобусах: почему на самом деле в Екатеринбурге отложили реформу общественного транспорта

Особенность современных троллейбусных маршрутов в Екатеринбурге заключается в том, что ими почти никто не пользуется. Кто ездит, тот подтвердит.

Самое пробочное место на всем маршруте — участок улицы Щербакова перед железнодорожным мостом и развязкой с Объездной дорогой. Если прилично вести себя на дороге, то вы простоите здесь достаточно долго, причем в этот затор можно попасть не только в часы пик.

Новая маршрутная сеть предполагает: чтобы доехать от Химмаша до УрФУ, придется сделать одну пересадку в районе Центральной гостиницы. Скорее всего, остановочные комплексы здесь будут перенесены ближе к перекрестку, но пока пеший переход составляет 220 метров, а на ожидание транспорта мы заложили те же средние 2,5 минуты.

В мэрии говорят, что наиболее вероятный вариант нового повременного тарифа — билет на 60 минут стоимостью 28 руб. (точнее, стоимостью, равной цене билета, действующей на момент перехода на повременные тарифы, — ведь сколько будет стоить проезд к 2019 году, мы не знаем). По утренним пробкам мы доехали до места пересадки за 61 минуту. То есть чтобы продолжить маршрут, придется заплатить за проезд повторно.

Итого

Старая схема Новая схема
Протяженность маршрута: 16,96 км Протяженность маршрута: 16,96 км
Время в пути: 1 час 30 мин Время в пути: 1 час 18 мин
Количество пересадок: 0 Количество пересадок: 1
Ожидание троллейбуса: 6 минут на конечной остановке Ожидание транспорта: 2,5 минуты на конечной остановке + 2,5 минуты в месте пересадки
Стоимость проезда: 28 руб. Стоимость проезда: 56 руб. (при стоимости 60-минутного проездного 28 руб.)

Маршрут 2: Сортировка — ЖБИ

Нас попросили связать два района, находящихся на внушительном отдалении от центра города. Сейчас от конечной остановки «Пехотинцев» до конечной остановки «40 лет ВЛКСМ» едут два прямых маршрута: №15 (автобусы системы «ПАЗ») и №61 (большие «Икарусы» и им подобные). «2Гис» предлагает воспользоваться любым из них, так что мы сели в тот, который пришел раньше — 15-й.

Гонки на автобусах: почему на самом деле в Екатеринбурге отложили реформу общественного транспорта

Два часа в древнем, неудобном ПАЗе с восточной музыкой — это не пытка, это реальность. Никакая реформа не имеет смысла, если она оставляет такому транспорту право на существование.

Правда, и на его ожидание ушло четыре минуты, в то время как по новой транспортной схеме автобусы здесь также ходят каждые шесть минут (соответственно, чтобы усреднить эту цифру, мы подождали три минуты). Новая схема, в отличие от нынешней, предполагает одну пересадку: с автобуса №45 на автобус №44 в районе улицы Шаумяна (да-да, в новой маршрутной сети путь с Сортировки на ЖБИ лежит через Юго-Западный район).

Как и в предыдущий раз, мы начали в 7:30, и утренние пробки не позволили нам доехать до места пересадки меньше чем за час. Поэтому снова пришлось покупать еще один билет.

Итого

Старая схема Новая схема
Протяженность маршрута: 16 км Протяженность маршрута: 21 км
Время в пути: 2 час 4 мин Время в пути: 1 час 57 мин
Количество пересадок: 0 Количество пересадок: 1
Ожидание автобуса: 4 минуты на конечной остановке Ожидание автобуса: 3 минуты на конечной остановке + 2,5 минуты в месте пересадки
Стоимость проезда: 28 руб. Стоимость проезда: 56 руб. (при стоимости 60-минутного проездного 28 руб.)

Маршрут №3: ВИЗ — Компрессорный

Третий маршрут мы решили проехать не в утренний, а в вечерний час пик. В 18:00 мы отправились с остановки «Викулова» на ВИЗе в микрорайон Компрессорный. Сейчас этот маршрут можно проехать без пересадок, если не побрезгуете сесть в маломерный 64-й автобус. На подряде у компании, обслуживающей этот маршрут, есть не только собственные «Богданы», но и индивидуальные предприниматели на личных древних «Хёндайчиках», что делает этот маршрут одним из самых убогих в Екатеринбурге. Тем не менее доехать до конечной на Компрессорной можно без пересадок — пусть даже стоя и с загнутой головой (если ваш рост выше 180 см).

Гонки на автобусах: почему на самом деле в Екатеринбурге отложили реформу общественного транспорта

64-й автобус ходит не чаще одного раза в 15–20 минут. Во время пробок интервал увеличивается до часа. А частных водителей с собственными автобусами на маршруте так много, что в январские праздники, когда они считают, что могут отдыхать, время ожидания растягивается на несколько часов.

В новой маршрутной сети ВИЗ и Компрессорный не связаны напрямую, так что в районе Центральной гостиницы придется пересесть с троллейбуса №20 на большой автобус №49. Оба ходят каждые пять минут — соответственно, на ожидание заложили по 2,5 минуты.

Дорога до Компрессорного района в обоих случаях заняла больше двух часов — но в этот раз, двигаясь по новой схеме, мы все-таки успели доехать до места пересадки, уложившись в отведенное виртуальным билетом время, и доплачивать за пробки не пришлось.

Итого

Старая схема Новая схема
Протяженность маршрута: 23 км Протяженность маршрута: 23 км
Время в пути: 2 часа 27 мин Время в пути: 2 часа 15 мин
Количество пересадок: 0 Количество пересадок: 1
Ожидание автобуса: 9 минут на остановке «Викулова» Ожидание автобуса: 2,5 минуты на остановке «Викулова» + 2,5 минуты в месте пересадки
Стоимость проезда: 28 руб. Стоимость проезда: 28 руб. (при стоимости 60-минутного проездного 28 руб.) — успели сделать пересадку, пока не истекло время действия билета
Обратите внимание: во время пробок время в пути практически одинаково вне зависимости от выбранного маршрута. Это говорит о том, что обязательным условием реформы общественного транспорта должно стать внедрение выделенных полос для него. Часть из них городская администрация обещает ввести уже в этом году. Дальше — в зависимости от наличия средств, потому что каждую выделенку придется оснащать системой видеофиксации, иначе в ней почти нет смысла.

Второе. Маршруты, выбранные нами в этот раз, наглядно показали, что реформа общественного транспорта невозможна без изменения системы тарифов. В мэрии говорят, что повременный тариф будет введен уже до конца этого года. Затевать реформу без этого бессмысленно.

Напомним, во время нашего прошлого эксперимента оказалось, что большинство пассажиров будут укладываться в 60 минут, чтобы сделать одну пересадку. Сегодня мы подошли к этому вопросу с другой стороны — и открылась другая картина.

И третье. Один из пунктов транспортной реформы предполагает, что на большинстве маршрутов (особенно это касается центральной части города) будут ходить большие автобусы. Этот нюанс становится особенно важным, когда проедешь в час пик в общественном транспорте «средней вместимости».

Очевидно, что принять все нововведения к 1 июня 2017 г. городская администрация просто не смогла бы. Вариант, который нам предлагали, заключался в том, чтобы переверстать маршрутную сетку, а потом потихоньку, мелкими шагами, приводить всю систему к единому знаменателю. Единственный плюс такого подхода заключался в том, что в этом случае муниципальные компании-перевозчики увидели бы свет в конце тоннеля. Доживут ли они до 2019 года, когда власти планируют все-таки приступить к реформе, остается только гадать.

Над материалом работали: Алексей Земляков, Сергей Логинов, Артем Очеретин

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU. Видео: Сергей Логинов для 66.RU