Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Эйфелева башня», «покаяние» и «туристы». Десять аргументов за и против строительства храма на воде

13 марта 2017, 11:55
«Эйфелева башня», «покаяние» и «туристы». Десять аргументов за и против строительства храма на воде
Фото: официальная документация проекта
Областные власти и представители церкви появление храма на искусственном острове поддержали, но у проекта по-прежнему немало противников. Архитектор и участник арх-группы PODELNIKI Евгений Волков на своей странице в Facebook разобрал основные аргументы и тех, и других. Публикуем его пост без изменений.

— Уже почти год, как в публичном поле возникла тема храма на воде, разделив, как водится, общество на тех, кто за, и тех, кто против (надо сказать, в неравных долях). Все аргументы во всех дискуссиях повторились уже не раз. Я решил по-своему рассмотреть все знакомые мне аргументы и поделиться моим личным выводом. Предупреждаю: получилось много букв.

Начнем с аргументов «за»

1. «Покаяние». Этот аргумент можно услышать от представителей православной общественности, например, от весьма уважаемой мною Оксаны Ивановой. Суть в том, что большевики взорвали храм, и надо восстановить его, чтобы покаяться за совершённый грех. Меня этот аргумент не убеждает, так как, во-первых, сейчас речь идет никак не о восстановлении, а о новом строительстве; а во-вторых, я не понимаю, почему инициатива восстановить храм исходит всякий раз как указание сверху, а не от КПРФ, например (ну, им было бы логичнее всего каяться), и не от православного сообщества? Я бы совсем по-другому к этому относился, если бы видел, что верующим это нужно. Например, если бы они сами создали какой-то фонд в поддержку восстановления храма, начали собирать средства, инициировать дискуссию, проводить конкурс на проект... Могу в качестве примера привести историю Frauenkirche в Дрездене, где восстановление церкви, разрушенной бомбежкой 1945 года, стало общим делом, на целое десятилетие объединившим горожан. Вот как раз этого я в этой истории, к сожалению, совсем не вижу. Если уж говорить в религиозных категориях, то в желании возвести храм на самом видном месте больше гордыни, чем покаяния.

2. «Туристы». Суть аргумента в том, что храмов на воде нигде больше нет, это будет достопримечательностью и привлечет внимание туристов к нашему городу. Здесь я хочу сказать, что внимание туристов — не всегда признак чего-то хорошего. Известно, что многие иностранные туристы ездят на Широкореченское кладбище смотреть надгробия уралмашевских братков — такого тоже нигде больше нет. Про расстрел царской семьи вообще молчу. Мне кажется, у нашего города есть своя история и свой характер, и нам есть что предъявить миру (тот же конструктивизм). Стремление как-то выпендриться, чтобы привлечь внимание, к тому же заведомо копируя столичные образцы, на мой взгляд, очень провинциально.

«Эйфелева башня», «покаяние» и «туристы». Десять аргументов за и против строительства храма на воде

Согласно проекту, храм на воде должен расположиться в центре круглого искусственного острова площадью больше 6 тыс. кв. м. Он будет соединен с набережной двумя мостами.

3. «Эйфелева башня», она же «картошка». Часто приходится слышать в дискуссиях о городе как оправдание какой-то нелепости, даже «Пассажа». Мне кажется, эта аналогия верна в том смысле, что ко всему можно привыкнуть, и если храм построят, лет через пять никто не будет возмущаться. А хромает она во всем остальном. Эйфелеву башню и картошку не принимали из-за новизны, а какая новизна в перепевах архитектуры XVI века? Решение о строительстве башни по проекту Эйфеля было принято не втихаря, а в результате многоступенчатого открытого конкурса. Место для ее строительства было определено мэрией Парижа, а не хотелками одного дяди. И так далее. Так что Эйфелева башня тоже мимо кассы.

4. «Красота». Такой аргумент я услышал от Евгения Ройзмана. Мрамор, мол, мозаика, росписи — ослепительная будет красота. Я думаю, что действительно, заказчики не будут экономить на знаковой для них стройке и смогут выполнить качественную отделку. По крайней мере на «Златоусте» это удалось. Но в этом ли дело? В наше время технически можно сделать все что угодно. Ценится-то прежде всего подлинность, и в этом главная проблема любого новодела. Если вы хотите увидеть Венецию, вы же не поедете смотреть копию Венеции в казино «Риальто» в Лас-Вегасе, даже если она построена получше, чем оригинал?

Фото: официальная документация проекта