В Верх-Исетском районном суде стартовал процесс по делу ловца покемонов Руслана Соколовского. Первые полчаса судья решала, как будут работать журналисты и могут ли они вести прямые трансляции с места событий. Последних — около 20, и некоторым из видеооператоров приходится стоять на скамейках, чтобы иметь хоть какую-нибудь возможность проводить запись. Еще часть скамеек заняла группа поддержки блогера.
Затем суд перешел к перечислению пунктов, по которым обвиняют Соколовского. Если вкратце, то из слов прокурора, который зачитывал обвинение, следует, что Соколовский, имеющий националистические взгляды, пропагандировал социальную и расовую ненависть, распространял экстремистские материалы, оскорблял феминисток, обозвал Иисуса зомби, отрицал существование Иисуса и пророка Мухаммеда, высмеивал обряды обоих вероисповеданий и их приверженцев. Сам Соколовский во время того, как прокурор объяснял, в чем его обвиняют (а это заняло полтора часа), читал книгу «Рациональный оптимист» Мэтта Ридли.
Одна из ключевых идей этой книги — тезис о том, что разум человечества един, а не разорван на множество отдельных интеллектов, люди выработали эту специфическую особенность благодаря открытию для себя обмена и специализации.
В чем обвиняют Соколовского:
Пункт 1. В возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК) из-за ролика «В космос летал, чеченцев не видел», опубликованного в июле 2015 г. Согласно заключению экспертизы, ролик формирует негативный образ верующих.
Пункт 2. По тем же двум статьям блогера обвиняют из-за публикации ролика «Письма ненависти — верующие». На видео Соколовский зачитывает оскорбительные комментарии и угрозы от пользователей YouTube в свой адрес, а затем отвечает на них. Эксперты нашли в этой записи признаки оскорбления чувств мусульман и христиан.
Пункт 3. За видеоролик «Письма ненависти — феминистки» Руслана Соколовского обвиняют по ч.1 ст. 282 УК РФ. Согласно обвинительному заключению, блогер озвучил унизительную оценку группы лиц по социально-культурному признаку — феминистки.
Пункт 4. По той же статье Соколовского обвиняют за видео «Вступил в секту». В этой записи эксперты увидели возбуждение ненависти по признаку религиозной принадлежности — это проявилось в уничижительной оценке, которую блогер якобы дает верующим.
Пункт 5. Ролик «Суицид мусульман на ЕГЭ» стал поводом для предъявления обвинений по ч. 1. ст. 282 и ч. 1 ст. 148 УК РФ. Признаки возбуждения ненависти к мусульманам эксперты нашли в «одобрении задержания мусульман во время религиозного праздника и их дальнейшей депортации». Оскорбление чувств верующих авторы экспертизы усматривают в «осмеянии значимых религиозных предписаний и обрядов мусульман».
Пункт 6. Руслана Соколовского также обвиняют по двум статьям за видео, посвященное патриарху Кириллу. Эксперты утверждают, что в ролике есть признаки разжигания национальной и религиозной розни и ненависти по отношению к духовенству. Оскорбление чувств верующих выражается во «взаимоналожении православного песнопения и грубой нецензурной брани» — речь идет о той же песне, что использована в ролике «Ловим покемонов в церкви».
Пункт 7. По тем же статьям обвинение Соколовскому предъявили за ролик «Идеальный православный брак?». На видео блогер зачитывает советы епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона женщинам, готовящимся к браку, и называет его поучения «лютым анахронизмом». Соколовского обвиняют в оскорблении христиан из-за использования «оскорбительной лексики» в адрес бога, критики христианских представлений о семье и издевательского переосмысления сюжета о непорочном зачатии.
Пункт 8. За самый известный видеоролик блогера Соколовского также обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ и ч. 2 ст. 148 УК РФ. В августе 2016 г. молодой человек пришел в Храм на Крови в Екатеринбурге и записал видео того, как ловит покемонов в храме. По мнению экспертов, верующих оскорбило, что Иисуса Христа блогер называет «редким покемоном», а один из фрагментов видео сопровождается нецензурной песней, стилизованной под православное песнопение.
Пункт 9. Еще один эпизод связан с видео «Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов?». В этом ролике блогер объясняет, почему снял видео в храме, и рассказывает о комментариях представителей МВД и РПЦ. В этом видео признаки оскорбления чувств верующих специалисты усмотрели в «языковой форме с учетом ее аудиореализации и дискурсивных компонентов» и наделении Иисуса Христа качествами зомби.
Пункт 10. Последний эпизод не связан с видеороликами блогера. Руслану Соколовскому предъявили обвинение по ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Во время обысков в его квартире нашли ручку со встроенной камерой.
Сам Соколовский заявляет, что никогда не был националистом, у него никогда не было цели оскорбить кого-то. И если кто-то оскорбился, то он извиняется.
Позже, общаясь с журналистами, Соколовский заявил, что «надеется на какую-то справедливость при вынесении приговора, потому что в России она есть».
Руслан Соколовский, обвиняемый:
— Я просто прошел с телефоном по храму, а мне вменяют, что я оскорбил чувства верующих, находясь в храме. А это не так. Кто-то оскорбился, посмотрев мой ролик, при том я не просил никого это делать. Не смотрите мои видео. Я не рекомендую свои видео никому.
Отвечая на вопрос корреспондента 66.RU о публичном покаянии перед Русской православной церковью за оскорбление чувств верующих, блогер ответил следующим образом: «Кто такие РПЦ, чтобы я перед ними каялся? Перед обычными людьми — пожалуйста».
Обвиняемый также рассказал, что он пока не знает, чем займется в будущем. Возможно, защитой свободы слова в интернете.
На этом рассмотрение дела отложили до 14:00. Сегодня будут допрошены первые 7 свидетелей. Несколько ближайших заседаний также будут посвещены опросу свидетелей. В день в суде будут выступать от семи до десяти человек.
Напомним, Руслана Соколовского задержали 2 сентября прошлого года, после того как он ловил покемонов в Храме на Крови. На днях следственные органы завершили расследование уголовного дела и передали его в суд. Соколовскому инкриминируется девять эпизодов по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), семь — по ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий), а также один эпизод по ст. 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).
Суд несколько раз менял блогеру меру пресечения, до 1 марта его отпустили под домашний арест. Соколовский подал жалобу в Европейский суд по правам человека. Он сам утверждает, что не разжигает никакой ненависти. «Я, конечно, считаю, что религий вообще не должно быть, потому что они устарели как моральные кодексы. Но к ненависти не призываю», — заявлял он, признавшись также, что в СИЗО успел стать даосистом, потому что в даосизме «практически нет концепции бога как такового»…
Фото: 66.ru. Иллюстрация: Павел Матяж для 66.ru
Во-вторых, насколько можно судить, от "верующих" никаких заявлений о защите их чувств не поступало. Это, судя по всему, инициатива прокуратуры, а ей будет не легко доказать, что она верующая и в этом деле потерпевшая (а без этого оснований для возбуждения дела попросту нет).
В-третьих, чувства истинно верующих (тем более, христиан) оскорбить невозможно в принципе. Поэтому уже сам факт "оскорблённости" по этому поводу указывает на то, что "оскорблённый" – неверующий лицемер.
В-четвёртых, в христианстве нет каких-либо канонов или заветов, требующих мстить за какое бы то ни было оскорбление. Согласно Библии, у христиан нет права причинять другим зло или мстить. В Писании говорится: «Никому не воздавайте злом за зло», «Не мстите за себя... „Мщение за мной, я воздам, говорит Иегова“», «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:17, 19, 21). Т.е. правоохранители в данном случае позволяют себе самоуправство в неподконтрольной им (по конституции) сфере, и таким образом, сами пытаюся оскорбить чувства верующих.