Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Советник Минтранса РФ: «Провал транспортной реформы Екатеринбурга спасет от автомобильного ада другие города»

10 марта 2017, 15:45
Основатель движения Let’s bike it! и общественный советник замминистра транспорта по развитию велокультуры Владимир Кумов рассказывает в интервью 66.RU, сколько сантиметров проезжей части прямо сейчас можно отдать велосипедистам без ущемления прав автолюбителей и как провалившаяся транспортная реформа Екатеринбурга изменила отношение к проблеме общественного транспорта в других российских городах.

— Я ехал из аэропорта в город и на четыре часа попал в пробку. Именно в этой московской пробке и родился проект Let’s bike it! Я понял, что здесь нужно что-то менять самому. Либо вообще уезжать, — рассказывает основатель одного из самых известных в России велодвижений Владимир Кумов.

Проект Let’s bike it! появился семь лет назад. За это время Владимир Кумов снял два фильма о своих велопутешествиях — по городам Европы и Южной Америки, стал соорганизатором акции «На работу на велосипеде» (прошла в 50 российских городах) и нескольких крупных московских велопарадов (в одном из них приняли участие 42 тыс. человек). Одно из последних обсуждаемых событий — зимний велопарад, который прошел в последний день январских праздников. Тогда в -27 от набережной Москвы-реки до Кремля проехали порядка тысячи велосипедистов.

19 марта Владимир Кумов приезжает в Екатеринбург на неделю «Стрелки», чтобы прочитать лекцию в Ельцин-центре. Журналист 66.RU поговорил с основателем Let’s bike it! о том, как заставить коммунальщиков чистить велодорожки от снега, что важнее — общественный запрос на удобный город или политическая воля и что больше мешает развитию общественного транспорта в России — инертность чиновников или местных жителей.

Советник Минтранса РФ: «Провал транспортной реформы Екатеринбурга спасет от автомобильного ада другие города»

Участники первого зимнего велопарада в Москве.

— Стоит ли строить целую инфраструктуру, чтобы комфортно ездить на велосипеде пять месяцев в году? Насколько это актуально для Екатеринбурга, где зимой значительно холоднее, чем в Москве?
— Зима есть не только в России, но и в Канаде, и в Финляндии, и в Норвегии, но это не мешает местным властям строить и развивать инфраструктуру. В этом смысле мне очень нравится канадский город Калгари. Там долго думали, стоит ли делать велодорожки, а потом взяли и сделали в качестве эксперимента. Теперь это один из самых велосипедных городов в мире. И количество поездок на велосипедах начало расти. Если говорить о российской зиме и, в частности, о Екатеринбурге, то по среднегодовым показателям в вашем городе даже теплее, чем в том же Калгари. Но на мой взгляд, велосипедистам больше мешает не мороз, а грязь. На московских дорогах столько реагентов, что даже в -20 под колесами образуется черная жижа. Для того чтобы люди больше ездили на велосипедах зимой, нужно сделать так, чтобы проезжающие мимо машины не окатывали их грязью, чтобы они не рисковали жизнью на дорогах. То есть создавать инфраструктуру.

— В Екатеринбурге хорошо убирают снег только в центральной части. Даже если у нас появятся новые велодорожки, то скорее всего, они будут завалены сугробами или по ним будут ходить пешеходы…
— Я думаю, что это проблема общероссийская. Велодорожки в Москве, которыми достаточно комфортно пользоваться летом, зимой превращаются в сугробы и свою функцию не выполняют. Если посмотреть по другим городам, то окажется, что снег и лед вообще нигде не убирается, кроме центра. Но я думаю, что к этому нужно относиться так: да, сейчас ситуация далека от идеала, но это можно изменить.

Советник Минтранса РФ: «Провал транспортной реформы Екатеринбурга спасет от автомобильного ада другие города»

«У Екатеринбурга есть все шансы стать одной из велосипедных столиц России».

— Что для этого нужно: общественный запрос или политическая воля?
— В мире есть города, где при одном мэре построили 300 км велодорожек, а при следующем они заросли травой, потому что за ними никто не ухаживал. Я думаю, что это работа двусторонняя. Должны быть и политическая воля, и общественный запрос. По моему ощущению, запрос на удобный город в России растет. Дискуссия о том, как нужно убирать улицы и как они должны выглядеть, появилась не так давно, поэтому пока мы не можем видеть конкретных результатов. Но я думаю, что мы к этому скоро придем.

Если говорить о Екатеринбурге, то здесь живут очень крутые профессионалы — ребята из «Города.PRO». Владимир Злоказов — один из лучших российских экспертов по велоинфраструктуре, его часто приглашают в качестве консультанта в западные страны. У Екатеринбурга есть все шансы показать класс остальным городам России. В Москве, например, следили за тем, как здесь шла работа над маршрутной сетью…

— Но ведь транспортная реформа провалилась. Получается, что все было зря?
— На самом деле не зря. Благодаря всей этой ситуации в стране завязалась серьезная дискуссия о работе общественного транспорта в принципе. Если говорить о Москве, то самыми популярными темами января стали велопарад, который прошел при температуре -27, и новая система общественного транспорта в Екатеринбурге.

— Как эта дискуссия вокруг транспортной схемы Екатеринбурга поможет другим городам?
— Общественный транспорт в России (наверное, за исключением Москвы) находится в плачевном состоянии, и с этим нужно что-то делать. «Город.PRO» отлично показал, что именно. Сейчас результат их работы прорастает в других городах. Люди начинают активнее этим заниматься. Поэтому сейчас нужно убеждать общественность, что эти изменения ей нужны, чтобы не получилось как с транспортной схемой в Екатеринбурге, когда вроде бы власти были готовы, но из-за реакции общественности они были вынуждены сдать назад.

Советник Минтранса РФ: «Провал транспортной реформы Екатеринбурга спасет от автомобильного ада другие города»

«Развитие общественного транспорта тормозят жители городов, а не власти».

— Как убедить людей, что эти изменения нужны?
— Бывший руководитель департамента транспорта Нью-Йорка Джанетт Садик-Хан написала книгу о том, что произошло, когда власти начали строить велодорожки и организовывать велопрокат. По сути, вся она о том, как в течение восьми лет она боролась с общественным мнением. На нее подавали в суд, угрожали… То же самое когда-то было в Голландии и Дании — в странах, которые сейчас считаются велосипедными столицами мира. Поэтому то, что произошло в Екатеринбурге с общественным мнением, — это стандартная ситуация. Это один из этапов на пути к изменениям. Люди вообще достаточно инертны, чтобы начать жить по-новому, даже если это гарантированно сделает их жизнь лучше. Поэтому прежде чем ввести новую транспортную схему, вам придется побороться с инертностью.

Фото: архив 66.ru; из личного архива Владимира Кумова; mos-holidays.ru; instagram.com