Бунт на корабле екатеринбургской Госавтоинспекции, который подняли рядовые инспекторы, вроде бы усмирили. Напомним, полицейские написали открытое письмо в адрес прокуратуры и Управления собственной безопасности, в котором изложили свои претензии к руководству ведомства. Инспекторы возмущены ненормированным рабочим графиком, жестким планом по штрафам за нарушения ПДД, а также тем, что им приходится заправлять и ремонтировать патрульные автомобили за свой счет.
Как сообщили 3 марта в УГИБДД по Свердловской области, руководство городского Управления встретилось с подчиненными, провело «конструктивный и динамичный» разговор, в ходе которого конфликт удалось уладить: «Личный состав настроен на активную, эффективную работу, готов к выполнению возложенных на Госавтоинспекцию задач по обеспечению безопасности дорожного движения в Екатеринбурге».
Основываясь на содержании открытого письма автоинспекторов и официальных комментариях пресс-службы ведомства, сложно делать выводы об истинных причинах конфликта и его виновниках.
Чтобы разобраться, что на самом деле побудило рядовых полицейских публично обвинить руководство в должностных преступлениях, корреспондент 66.RU пообщался с бывшим дорожным инспектором Екатеринбурга. Во-первых, такой человек знает ситуацию изнутри и способен дать объективную оценку. Во-вторых, он уже покинул службу в ГИБДД и может раскрыть важные подробности, не опасаясь санкций со стороны бывшего руководства (тем не менее наш собеседник попросил не раскрывать его имени).
Открытое письмо автоинспекторов содержит более десяти пунктов обвинений. Мы разобрали большинство из них.
1. Возврат «палочной» системы: руководители полка ДПС ставят жесткий план по «дорогостоящим» нарушениям ПДД.
«Палочная» система существовала всегда и осталась сейчас. Если не выполнял план по штрафам, в тот же день приходишь со смены — и вперед, сразу отправляли дорабатывать. Раньше норма была от 15 до 30 нарушений. Сколько сейчас — точно не скажу. В любом случае есть отчетность, требуют план. Зачем он нужен? Наверное, чтобы больше денег шло в бюджет. Раньше попроще было фиксировать нарушения, сейчас народ грамотный стал. А бывает так, что доказательная база у инспектора слабая. Водители ведь тоже не дураки пошли».
2. Систематические переработки: отсутствие выходных, смены по 18 часов.
«Переработки были обычным делом, и с выходных нас тоже постоянно выдергивали. Если рейд начинается — про выходные забудь: «Парни, надо поработать». Бывало, по две недели выходных не было, потом, правда, давали отдохнуть и за переработки доплачивали. Может, из-за того, что зарплату повысили, сейчас им не доплачивают. Появилась и еще одна проблема — не хватает народу: года два назад была переаттестация, кого-то убрали, кто-то сам ушел, кто-то смог залезть куда-то, чтоб до пенсии доработать. И новых не набрали».
3. Инспекторы заправляют и ремонтируют патрульные автомобили полностью за свой счет.
«И здесь ничего не изменилось. У нас был экипаж четыре человека, ездили на «десятке»: скинулись — отремонтировали. И заправка так же. Все за свой счет. Было, конечно, автохозяйство на Долорес Ибаррури, но проще все поменять самим — быстрее и качественнее. Даже не помню, чтобы масло когда-нибудь давали. Может, и было пару раз. Единственное, что выдавали, — резину зимнюю и летнюю, больше ничего. Даже мелочь — лампочки — тоже сами покупали. «Хотите работать на машине — делайте ее», — говорило нам руководство».
4. Опасная служба: инспекторов выставляют на дежурство на перекрестках по одному.
«Это называется пеший патруль. Я вот до сих пор понять не могу: на улице XXI век, всё есть, и до сих пор парни в одиночку стоят. Подъедут двое-трое, поставят нож к горлу, заберут пистолет и уедут. Он ведь ничего не сможет сделать!»
5. Неуважительное отношение к подчиненным, нецензурная брань во время инструктажа (аудиозапись приложена к открытому письму).
«Сколько я общался с руководством, ни разу не слышал мата. На инструктаже на моей памяти был один случай, когда командир сказал: «Вы меня, конечно, извините, но…» Но это было как-то по-человечески, он ведь извинился. А так, чтобы стоял и конкретно матом обкладывал, — такого не было вообще никогда. По рации, например, вообще было запрещено материться».
6. Некомпетентность руководства городского полка ДПС: бывший глава ГИБДД Екатеринбурга Вячеслав Горев «не знал названий улиц; подписывал документы, не разобравшись в их сути; безосновательно наказывал инспекторов».
«Я его (Вячеслава Горева, — прим. 66.RU) не застал. Но все знакомые, с кем раньше работал, когда его назначили, сказали: «Поставили нам на Степана Разина командира, который вообще ничего не понимает». Откуда он вообще взялся-то?! Говорят, из армии пришел.
На самом деле ставят командиров полков, которые… бараны! Они вообще ничего не понимают в этой работе. Есть, конечно, начальники, кто вышел с дороги, то есть начинал службу старшим лейтенантом или даже сержантом, получил образование, звание и пошел-пошел по служебной лестнице вверх. Раньше были такие руководители. Сейчас, видимо, все уходят на пенсию, потому что им закручивают гайки, становится невозможно работать».
7. Текучка кадров в руководстве городского полка ДПС: «инспекторы делают ставки — сколько продержится новый руководитель».
«Никто не хочет идти на эту должность! Даже командиром взвода или роты они не хотят быть. Это большая ответственность, постоянно выдергивают тебя, живешь на работе. Лучше быть простым инспектором, пусть и за меньшие деньги: отчитался — и пошел домой».
Вячеслав Горев возглавлял ГИБДД Екатеринбурга с марта 2013 г. В январе 2017 г. он ушел в отставку и теперь работает участковым в Ирбите.
8. Глава областной ГИБДД Юрий Дёмин вмешивается в работу городского полка ДПС и фактически руководит им напрямую.
«Он (Юрий Дёмин, — прим. 66.RU) всегда хотел быть командиром всего, чтоб все подчинялись только ему. Он даже создал в Екатеринбурге второй полк — на улице Третьего Интернационала, в этом случае ему по статусу полагалось звание генерала. Он к этому и шел, но полк почему-то расформировали. Все были в шоке. Много про него знаю, но буду краток: у него покровители в Москве».
Повышение требований руководства к рядовым сотрудникам ГИБДД собеседник 66.RU связывает с возросшей зарплатой: «Мы бастовали в 90-е, когда деньги не платили: просто приходишь на работу, садишься и на смену не выходишь, пока не выплатят. А сейчас им говорят: «Вы раньше жаловались, что вам деньги не платили, сейчас платят — вперед, парни, работайте! Вот вам план по нарушениям. Не хотите — идите на «гражданку».
По его мнению, после шумихи в СМИ кого-то из авторов письма могут уволить. Не исключает экс-сотрудник ГИБДД и отставки руководителей регионального ведомства. Но наиболее вероятный исход — ничего не изменится: «Скорее всего, будет полегче два-три месяца, а потом, когда поутихнет, все опять станет как было».
Фото: архив 66.ru; Ura.ru
А так, у бюджетников просто терпение лопается, реальная зарплата уменьшилась и финансирование.
Хотя последнее время ГИБДД активно ведет работу с предприятиями. Заставляют оборудовать нормально выезды и заезды в магазинам и торговым центрам, заставляют делать переходы, закрывают опасные развороты на трассах. Это радует, что занялись наконец безопасностью. Правильно делают по сути. Так и надо работать.
Вообще нарушения надо фиксировать автоматически с помощью камер. А самим инспекторам заниматься безопасностью, заставлять делать безопасные выезды, разрабатывать развязки и прочее. Минус этого в том, что для этого не надо огромный штат. Камеры все фиксируют сами и штампуют письма со штрафами. А это значит, что много людей уйдет со службы на гражданку.
гадюшсистеме.А Горев - это было чудо. Многие просто смеялись. Сколько народу при нем ушло! А сейчас - продолжение следует, еще громыхнет...
Удачи инспекторам и выдержки на дорогах!