Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Православные активисты обвинили служителей Ганиной Ямы в подделке царских реликвий

4 февраля 2017, 11:30
Инициативная группа «Мемориала Романовых» утверждает, что нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих, что в Никольском храме действительно находится икона, принадлежавшая семье последнего императора.

Представители инициативной группы «Мемориала Романовых», ранее настаивавшие на признании церковью останков царской семьи, найденных в Поросёнковом логу, засомневались в том, что в Никольском храме в мужском монастыре «Ганина Яма» действительно находится икона Николая Чудотворца, принадлежавшая царской семье.

На сайте «Ганиной Ямы» указано, что Николай II получил эту икону из рук своего умирающего отца Александра III в 1894 г. Император таким образом благословил сына на брак с Алисой Гессенской (будущей императрицей Александрой Фёдоровной Романовой, — прим. ред.). После этого икона находилась у семьи Романовых, а за день до расстрела Николай подложил ее в корзинку послушниц Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили в дом продукты. Женщины сохранили образ святого и в начале 60-х гг. подарили его Владимиру Ведерникову — самому молодому священнику Иоанно-Предтеченского храма. А уже отец Владимир в 2002 г. смог передать святыню «на место последнего земного пребывания Царственных Страстотерпцев».

Представитель инициативной группы «Мемориала Романовых» Илья Коровин видит в этой истории несостыковки и надуманные версии при отсутствии документальных свидетельств. По его словам, Николай II физически не мог передать икону послушницам, потому что в ипатьевском доме было несколько уровней охраны, которая не допустила бы передачи чего-либо на волю.

Илья Коровин, представитель инициативной группы «Мемориала Романовых»:

— Чтобы делать заключения и выводы, надо руководствоваться документами. Я поднял всю историю, где эта икона фигурирует. В монастырь ее передал священник Владимир Ведерников, к которому много лет назад после службы подошла женщина и передала что-то со словами: «Вот, батюшка, это царская икона». Матушку звали София. Она рассказала, что икона находилась в их доме «всю жизнь», но не смогла ответить, почему она [икона] — царская. О том, что она принадлежала Романовым, мы знаем со слов Ведерникова.

По словам Коровина, документов о передаче иконы нет, как и нет записей об этом в дневниках Николая II и Александры Фёдоровны.

Илья Коровин:

— Провизия проверялась и комендантами, и помощниками. Там даже иголки не могло быть передано без их ведома. Даже если предположить, что икону передали в корзине, нет никаких доказательств этому. Никакой записи о передаче иконы нет ни в дневниках Николая, ни в дневниках императрицы. Они писали всякие мелочи, такое событие бы точно отметили, но записей нет. О том, что послушницы что-то получали, в Ново-Тихвинском монастыре также не знают. Следователь Николай Соколов также допрашивал и послушниц, и матушку Августину, и доктора Деревенько и Епископа Григория. В протоколах допросов икона не фигурирует.

Заслуженный работник культуры России, бывший хранитель фондов областного краеведческого музея Нина Гончарова утверждает, что на принадлежность святого образа царской семье указывают как документальные, так и косвенные признаки. По ее словам, небольшая иконка Николая Чудотворца принадлежала императрице Александре Фёдоровне — она была набожным человеком и всегда возила с собой образы святых. Так, например, эта икона есть в описи имущества Романовых, помещенного под арест в Александровском дворце в Царском селе. Далее упоминания о ней присутствуют в списках имущества, которое императорской семье разрешили взять в сибирскую ссылку. После этого икона находилась в Тобольске, а в Екатеринбург императрица Романова привезла ее в своем дорожном саквояже.

Нина Гончарова, бывший хранитель фондов областного краеведческого музея:

— Я сама эту икону в руках не держала. Предыдущий настоятель «Ганиной Ямы» отец Сергий показывал мне ее в своих руках. Я визуально ее осмотрела. Это икона в серебряном окладе, там на бортике есть клейма, которые позволяют установить год создания. Она могла находиться в доме, в дорогу ее могли взять. По легенде, этой иконой Александр III благословил Николая II на брак. Она сопровождала семью Романовых всю жизнь. Среди вещей, которые Александра Фёдоровна привезла в Екатеринбург, была и эта икона. Она сама определила для нее место в доме — поставила в столовую на буфет.

Документальных подтверждений дальнейшего развития событий нет. Нина Гончарова предлагает использовать в этом случае историческую реконструкцию и описывает историю исходя из косвенных подтверждений ее реальности.

Нина Гончарова:

— В последние дни режим ужесточился и превратился для них практически в тюремный. 14 июля начинается подготовка к убийству, комендант ипатьевского дома [Яков] Юровский постоянно отлучается, а корзинки с продуктами, которые приносят послушницы, проверяет внешняя и внутренняя охрана. 16 июля [день расстрела семьи Романовых] послушницы приносили яйца. Пока повар в присутствии охраны вынимал их из корзинки, императрица Александра Фёдоровна положила на дно корзинки икону Николая Чудотворца. Она зафиксировала в дневнике передачу продуктов, но не написала про икону, потому что их дневники проверяли. Девушки нащупали эту иконку, бросились в монастырь и передали ее настоятельнице. Когда Юровский вернулся в дом, он не увидел на привычном месте образ святого, узнал, что приносили передачу, и направил нарочного к настоятельнице с требованием «вернуть то, что получили». Матушка открестилась, сказала, что сестры ей ничего не передавали, и ее оставили в покое.

По словам Гончаровой, после этого икона находилась у настоятельницы, в сталинских лагерях, а потом попала к отцу Владимиру Ведерникову.

Коровин рассказывает, что он приезжал в храм и просил рассказать, какие надписи есть на обратной стороне иконы. Эту информацию ему предоставить не смогли. И последнее доказательство — государственный архив также не подтвердил информацию о принадлежности иконы Николая Чудотворца царской семье.

«Известно, что большинство царских икон подписаны — по какому поводу подарили, кому, в связи с чем. В монастыре мне сказали, что икону доставали, чистили, обнаружили там какие-то цифры металлические с обратной стороны. По документам она не проходит, вообще нигде не числится, откуда она взялась?» — задается вопросом активист «Мемориала Романовых».

Автор текста: Алена Кляпчук

Фото: Ганина Яма