Службы заказа такси и агрегаторы ответили на претензии водителей, собравшихся в конце января устроить массовую акцию протеста с перекрытием Макаровского моста. По словам основных участников рынка такси в Екатеринбурге, по большей части претензии таксистов безосновательны, а их требования нужно предъявлять либо к законодателям, либо к самим себе.
Действительно, за тем, сколько часов подряд работают таксисты, никто не следит. Однако никто и не заставляет водителей так сильно перерабатывать. Здесь все по собственному желанию. В службе заказа такси «Максим» рассказали, что с ними сотрудничают независимые перевозчики, а значит, компания не может устанавливать им график работы и план. «Они сами решают, когда и сколько работать», — уточнили в такси.
— Заявление организаторов акции о режиме работы по 15 часов в сутки явно преувеличено. Даже при суммированном учете рабочего времени, когда есть перерывы на отдых, питание, гигиену и сон, продолжительность ежедневной работы водителя физически не может превышать допустимых законодательством 10 часов. Обычно те перевозчики, для которых такси является основным источником дохода, работают около 40 часов в неделю, то есть до 8 часов в сутки при пятидневной рабочей неделе. Те, для кого это подработка, вообще могут ограничиться выполнением одного-двух заказов.
Что касается тахографов (устройств, предназначенных для контроля режима труда и отдыха водителей, — прим. ред.) — их и не должно быть в легковых автомобилях. По закону, они предусмотрены только в определенных видах транспорта. Например, в машинах, предназначенных для перевозки больше восьми пассажиров. А поскольку таксисты сами решают, когда выходить на линию, а когда заканчивать рабочий день, тахограф им не нужен, считают службы заказа такси.
Службы такси называют другие цифры. Так, в компании «Яндекс» говорят, что средний заработок водителя, активно выполняющего заказы пользователей, составляет около 60 тыс. руб. в месяц (примерно 2700 руб. в день), а некоторые водители зарабатывают и более 100 тыс. руб. (4500 руб. в день).
В «Максиме» уточнили, что у них водители имеют возможность самостоятельно выбирать, какой заказ взять и, соответственно, сколько заработать. Также они могут выходить на работу в периоды, когда стоимость услуг такси возрастает. Например, вечером в выходные или в праздничные дни.
— Цена рассчитывается автоматически по тарифам перевозчиков, исходя из протяженности маршрута, сложности заказа, наличия багажа, погодных условий и т.д. В рабочем приложении водитель выбирает тот заказ, который соответствует его тарифу. Цена меняется в зависимости от обстановки. Например, в морозы сервис и перевозчики принимают решение о повышении тарифов, чтобы компенсировать увеличение затрат на топливо, амортизацию автомобиля.
О том, что их водители проходят медосмотры, нам сказали только в одной службе такси — «Везет». Хотя и не смогли уточнить, как часто таксистов осматривают врачи.
Остальные компании заявили, что медосмотры водители должны проходить самостоятельно — в зависимости от того, где им удобнее и где их больше устраивает цена. Так что эту претензию тоже посоветовали направлять законодателям.
Ежедневно автомобили не проверяют, лично их тоже, как правило, не осматривают. Зато во многих компаниях существует система фотоотчетов. Например, в «Везет» водитель должен периодически фотографировать свою машину и отправлять фото куратору, чтобы тот убедился, что с ней все в порядке.
— Техосмотр автомобилей у нас не проводится. Автомобиль осматривается при приеме водителя на работу, также у нас есть система фотоотчетов. Водитель фотографирует свой автомобиль, отправляет фото своему куратору, и он смотрит, в каком состоянии машина.
Такой же порядок заведен в «Яндекс.Такси».
— Для автомобилей, выполняющих заказы, у нас есть фотоконтроль. Каждый водитель раз в три дня перед выходом на линию фотографирует машину снаружи и внутри и через «Яндекс.Таксометр» отправляет снимки нашей службе контроля качества. Если проверка показывает, что с машиной что-то не то, мы отключаем ее от сервиса до устранения проблем.
В итоге службы такси заявили, что не понимают, против кого собрались протестовать таксисты, если длину своего рабочего дня, а также тарифы они устанавливают сами. «Не понимаю, против кого они собрались бастовать. Против себя? Против друг друга?» — задали риторический вопрос в компании «Везет». Кроме того, в службах такси пояснили, что к ним никаких претензий от организаторов акции протеста не поступало, но если поступят — с ними готовы вступить в диалог.
Напомним, сегодня утром екатеринбургские таксопарки начали увольнять водителей, которые возмутились против условий работы и грозились перекрыть Макаровский мост. Работы лишились уже 98 человек. В основном увольнение коснулось водителей, которые состояли в закрытых группах в социальных сетях.
Позже ГИБДД Екатеринбурга заявила, что уже подготовилась к протестам: на период проведения забастовки к Макаровскому мосту стянут наряды ДПС, которые будут следить за соблюдением общественного порядка и в случае чего реагировать.
Фото: архив 66.ru