Портал 66.ru продолжает спецпроект о половом воспитании в школах. Мы поговорили со старшеклассниками, их родителями, учителями, врачами и психологами, чтобы выяснить, что на самом деле подростки знают о безопасном сексе. Насколько высок риск того, что свирепствующая в Екатеринбурге и Свердловской области эпидемия ВИЧ коснется ваших детей, — читайте в нашем материале.
«Уроков православия и полового воспитания в школах быть не должно»
В фильме Кирилла Серебренникова «Ученик» преподаватель биологии просит одиннадцатиклассников взять морковь и надеть на нее презерватив: только так, говорит она, подростки смогут научиться пользоваться средством контрацепции.
На самом деле ничего подобного в российской школе сегодня случиться не может, и это хорошо, — считает психолог Александра Мелях.
Александра Мелях, тренер-психолог некоммерческой организации «Семья детям»:
— Лично для меня это пример десакрализации и деинтимизация. Ведь мы говорим о важном, интимном действе, которое происходит между двумя людьми. Здесь есть место интересу, радости и стыду одновременно. Но в ситуации, которая описывается в фильме, всего этого нет. Но самое главное — в этом нет уважения к подросткам.
Директор Специализированного учебно-образовательного центра УрФУ Андрей Мартьянов уверен, что вопросы полового воспитания, как и вопросы религии не нужно включать в школьные образовательные программы. За них должна отвечать семья.
Андрей Мартьянов, директор СУНЦ УрФУ:
— Это моя личная позиция, как отца двоих сыновей. Для ребенка нет более близких людей, чем его родители. Я, например, не могу себе представить, чтобы какой-то незнакомый человек рассказывал моему сыну, как устроены половые органы, за исключением специальных разделов по анатомии, конечно, в рамках научного курса школьной биологии. Точно также я не могу представить, чтобы кто-то рассказывал моему ребенку о православной вере. Кто эти люди? Достаточно ли у них квалификации, жизненного опыта, элементарного такта, в конце концов? Я знаю, что сегодня это не очень популярная точка зрения, но все же я уверен, что такого допускать нельзя.
Решать, что и как рассказывать подросткам о физической близости между мужчиной и женщиной, должны их родители. Если переложить эту ответственность на школу, результат может быть непредсказуемым: слишком многое будет зависеть от личности самого преподавателя. Если он стесняется говорить с учениками о сексе, подходит к своим обязанностям формально или на самом деле не одобряет открытое обсуждение вопросов о половой жизни, то такие занятия, скорее, могут навредить подростку.
Сегодня дети намного раньше начинают испытывать потребность в информации о том, что такое безопасный секс.
Андрей Мартьянов, директор СУНЦ УрФУ:
— Даже в моем советском детстве вопросы полового воспитания со мной решал мой папа. Он был рабочим Уральского алюминиевого завода, но находил нужные слова. Причем говорил он спокойно, без пунцовых щек, без стыда и так далее. И мне, в мои 12 — 13 лет, все было понятно. Во всяком случае, став старше, в дополнительных источниках ничего нового для себя я уже не нашел.
Андрей Мартьянов отметил, что далеко не во всех семьях между родителями и детьми складываются настолько доверительные отношения, что они готовы открыто говорить на тему секса, но в этом случае школа вряд ли сможет чем-то помочь.
«Я говорю с дочками не о сексе, а о любви»
Дарья — мама двоих взрослых дочерей. Младшей, Саше, сейчас 16 лет, старшей, Алене, недавно исполнилось 20. Дарья вспоминает, что когда девочки были помладше, она смотрела вместе с ними научно-популярный фильм, в котором рассказывалось «откуда берутся дети». «Помню одну из сцен: как сперматозоиды бегут к яйцеклетке», — вспоминает она. Но о сексе разговор так ни разу и не зашел.
В большинстве стран Европы половое созревание у женщин завершается между 12 и 13 годами.
Дарья, мама двоих девушек:
— Каждый раз, когда у меня возникала мысль, что надо бы поговорить о сексе, я представляла, как начну разговор, как девочки будут смущаться и я тоже, и как это все будет выглядеть назидательно и наигранно. Поэтому такого, чтобы я сказала «Девочки, я хочу с вами поговорить», никогда не было. Мы часто рассуждали на тему отношений: каким хочется видеть своего мужчину, какой должна быть женщина, какие взаимоотношения можно считать здоровыми, а какие нет. То есть мы, скорее, говорили о любви, о духовной составляющей отношений, а не физической. Все это происходило как-то само собой.
На школьных собраниях, говорит Дарья, вопросы о половом воспитании старшеклассников никогда не поднимались: ни ей самой, ни другими родителями, ни учителями, ни школьными психологами.
Дарья:
— Мне бы хотелось, чтобы в школе с девочками говорили о половом воспитании. Информации сейчас очень много, она со всех сторон, и все это впитывается еще неокрепшими душами. Очень важно помочь подросткам научиться правильно ее фильтровать. Но нам, рожденным в Советском Союзе, говорить о сексе трудно. Даже со своими детьми. Для этого пришлось бы нарушить много табу.
Мальчики, как правило, достигают половой зрелости позже, в период между 14 и 17 годами.
«Если мы хотим вырастить здоровое поколение, с детьми нужно разговаривать»
Преподаватель Кафедры химии и биологии СУНЦ УрФУ Нина Васильевна Смирнова считает, что говорить с учениками о половом воспитании на уроках биологии нужно. Но делать аккуратно и с учетом возрастных особенностей детей.
Самый низкий уровень подростковых беременностей среди европейских стран в Швейцарии (8 на 1 000 девушек в возрасте 15–19 лет) и Нидерландах (14 на 1 000) (по данным института Гуттмахера, США).
Нина Васильевна Смирнова, преподаватель Кафедры химии и биологии СУНЦ УрФУ:
— Нужно говорить не только о физиологических, но и морально-нравственных вопросах. Я всегда объясняю, что если женщина неразборчива в связях, не следит за своим здоровьем, то это может привести к очень плохим последствиям. Сменяемость половых клеток в женском организме происходит значительно реже, чем в мужском, поэтому они могут накапливать в себе негативную «информацию» — при венерических заболеваниях, например. То есть мы сейчас говорим о мутациях. Этот вопрос мы изучаем, когда говорим о темах «Генетика пола», «Генетика человека». Обязательно проговариваем, откуда берутся дети с патологиями.
После таких уроков старшеклассники сами идут и сдают анализ на ВИЧ.
— Когда мы проходим тему «Кровь», я обязательно говорю о ВИЧ, СПИДе, об иммунитете. А как не говорить? Симптоматика ВИЧ ведь не определяется. Для того чтобы узнать свой статус, нужно сделать анализ крови. Значит, нужно убеждать, чтобы подростки шли и сдавали кровь. Но все это нужно делать ненасильственно. Говорить так, чтобы им самим хотелось идти и сдавать, не по принуждению. Я считаю, что если объяснить подросткам, что это им во благо, то они пойдут и сделают. Но проблема ведь заключается еще и в том, что сегодня далеко не все дети знают даже свой резус-фактор.
В России ситуация по подростковой беременности остается сложной (46 на 1 000). Выше только в Англии, Новой Зеландии и США (57 на 1 000).
Нина Васильевна вспоминает, что в начале нулевых в школе, в которой она тогда работала, она договаривалась о том, чтобы гинекологи и андрологи одной из частных клиник читали курсы лекций для старшеклассников. «Закон о защите детей от информации, причиняющей вред» появился только в 2012 году, поэтому подписи от родителей тогда еще не собирали, да и против лекций никто не возражал.
Нина Васильевна Смирнова:
— Если мы хотим вырастить здоровое поколение, нужно с ним разговаривать. Поэтому я думаю, что подобные профилактические работы должны быть в каждой школе. Но команда сверху ничего не решит, по ней ведь можно просто отчитаться. Нужно, чтобы это делалось по убеждению, не формально. Но заниматься этим готовы не все преподаватели.
Нина Васильевна считает, что профилактической работой, прежде всего, должны заниматься специалисты из Роспотребнадзора, центра СПИДа, врачи.
Низкий уровень подростковых беременностей в Швейцарии связывают с действующими программами полового воспитания, бесплатным предоставлением услуг по планированию семьи и низкой стоимостью средств экстренной контрацепции.
«В моем классе были ребята с нетрадиционной ориентацией»
«В моем классе были ребята с нетрадиционной ориентацией»
Теоретически говорить о безопасном сексе со старшеклассниками может школьный или приглашенный психолог. Но на деле его работу серьезно ограничивают «Закон о защите детей от информации, причиняющей вред» и «Закон о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
Александра Мелях:
— Сейчас, чтобы говорить с детьми на темы, которые касаются секса, нам необходимо получить разрешение от родителей. И, в общем-то, это здравый подход. Я могу понять родителей: они и вправду не очень хорошо себе представляют, кто, как и о чем будет говорить с их детьми. Модель, принятая в некоторых европейских странах, когда с секса снимается табу, налет интимности, индивидуальности, закрытости, на мой взгляд, не очень хороша. Секс — это дело двоих, и раскладывать его чисто механически нельзя. Это способ выражать друг к другу свою любовь, способ получить удовольствие. Говорить об этом нужно бережно. Но делать это могут не многие.
О чем школьный психолог будет разговаривать с подростками во время классных часов или отдельных уроков (и будет ли вообще), зависит от администрации каждой конкретной школы. Обычно все темы известны уже в сентябре, в начале учебного года, когда составляется годовой план работы. Обычно потребность поговорить о безопасном сексе возникает, когда становится известно о нежелательной беременности старшеклассниц. Впрочем, подобные вопросы нередко решается без участия директора, с родителями. В этом случае о проблеме в школе могут даже ничего не узнать.
Высокий уровень подростковой беременности в США связан с такими факторами, как непринятие обществом подростковой сексуальности, непоследовательность сексуального образования, социальное расслоение общества.
По закону, если ребенок старше 14 лет, ему уже не нужно согласие родителей, чтобы прийти в кабинет психолога и задать вопросы о сексуальной жизни. Даже если они будут касаться нетрадиционной сексуальной ориентации. Специалисты говорят, что отвечать на такие вопросы нужно хотя бы потому, чтобы подростки знали, что им нужно регулярно сдавать тест на ВИЧ.
Наталья, выпускница одной из школ Екатеринбурга:
— Я думаю, что в школе должны говорить на тему нетрадиционной сексуальной ориентации, трансгендерности и т.д. У меня были одноклассники с нетрадиционной ориентацией, но узнала я об этом не так давно, уже после окончания школы. Между собой мы об этом никогда не говорили. Но я читаю проект *** (группа «ВКонтакте», посвященная подросткам с нетрадиционной ориентацией, внесенная Роскомнадзором в список запрещенных, — прим. 66.ru). В большинстве случаев, которые там описаны, дети не знали, что с ним происходит, не понимали, что с этим делать и как себя вести.
УрГПУ — один из вузов, где готовят психологов, которые отправляются работать в школы, в университеты, детские сады и досуговые центры. По словам доцента кафедры психологии образования института психологии УрГПУ Ксении Адушкиной, все студенты проходят курс «Психология подростка» и могут грамотно построить беседу о нетрадиционной сексуальной ориентации с девушкой или молодым человеком, избежав пропаганды и не нарушив закон.
Ксения Адушкина, доцент кафедры психологии образования института психологии УрГПУ:
— Пропаганды здесь нет. Психолог не будет предлагать подростку отправиться на гей-парад или что-то еще, он будет говорить с ним о его чувствах, об ощущениях. Спрашивать, почему он думает именно так. Тут можно выяснить, не было ли ранее насилия в отношении ребенка (нередко дети, ранее пережившие сексуальное насилие, испытывают проблемы с сексуальной идентификацией). Если после беседы школьный психолог увидит, что у ребенка есть какие-то проблемы, то, скорее всего, он направит его к специалисту другого уровня и профиля.
Другой вопрос — будет ли подросток в этом случае обращаться за помощью к школьному психологу или напишет в одну из групп, похожую на ту, которую ранее Роскомнадзор внес в список запрещенных.
Авторы глобального исследования «Народонаселение мира в 2013 году», опубликованного ООН, пришли к выводу, что на самом деле мало кто из молодых людей, достигая половой зрелости, обладает достаточными знаниями о сексуальной жизни
Наталья:
— Школьный психолог в моем классе никогда не пыталась говорить с нами на интимные темы, о безопасном сексе. Она только проводила тесты по профориентации. Однажды она довела мою подругу до истерики, поэтому лично я бы к ней точно не пошла. Чувства безопасности у меня она не вызывала. Скорее тревогу.
Молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет, которых мы опросили на условиях анонимности, признались, что за помощью к школьному психологу не обращались ни разу. Если и возникали какие-то вопросы, то они обсуждали его с друзьями или с родителями. Еще один популярный вариант — интернет.
«За десять лет — ни одного аборта»
У подростков, воспитанных в детских домах, доверия к психологам, как правило, больше. В бывшем детском доме «Малый Исток» говорят, что дети сами обращаются с вопросами к психологу. Между воспитанниками детдома иногда складываются романтические отношения, но ни одной нежелательной беременности за последние десять лет не было. Значит, такие консультации работают.
Алевтина Третьякова, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Октябрьского района (бывший детский дом «Малый Исток»):
— У нас работают два психолога, которые разговаривают с подростками от 12 лет на тему секса. Ребята сами инициируют эти беседы. Они проводятся раз в неделю, как правило, индивидуально или в группе по два человека. Мы видим, что подростки доверяют психологам, задают им очень серьезные вопросы. Для них эта тема очень актуальна. И, как можем, мы детей просвещаем.
В образовательной программе каждого детского дома есть раздел «Мое здоровье», цель которого — сформировать у детей навыки здорового образа жизни, воспитать ценностное отношение к своему здоровью.
Алевтина Третьякова:
— В программе есть маленький подпункт — «Санитарно-просветительская работа». Ей занимаются врач-педиатр, психолог, воспитатель, медсестры. Врач может говорить с подростками о контрацепции, о том, какие заболевания передаются половым путем и так далее. Мы приглашаем некоммерческие объединения, в том числе — «Семья детям», которые проводят тренинги на тему профилактики ВИЧ, маленьким детям мы предлагаем интернет-игру «Ежик и его секреты». Это игра, которая учит безопасному поведению, учит уважать свое тело, понимать разницу между хорошими и плохими прикосновениями. При этом мы понимаем, что сегодня работать в этом направлении нужно больше, потому что у нас много подростков, которых волнует эта тема.
Недостаток знаний о сексуальной жизни делает подростков уязвимыми для принуждения, домогательств, нежелательной беременности и заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ.
По словам психологов, администрации социально-реабилитационных центров (бывших детских домов) Екатеринбурга и Свердловской области более охотно, чем школы, соглашаются на проведение тренингов, посвященных ВИЧ или половому воспитанию подростков, которые могут бесплатно провести специалисты из некоммерческих организаций или больниц.
Александра Мелях:
— Не секрет, что подростки из детских домов начинают раньше заниматься сексом. Согласитесь, что развратить человека, который знает о сексуальных практиках больше, чем вы, довольно сложно. Поэтому тут важно воспитывать в подростках осознанность действий. Так, например, согласно исследованиям, большинство мальчиков, которые рано начинают половую жизнь, делают это потому, что «так надо» и потому что «все же им занимаются, а я до сих пор девственник».
«Современные подростки проходят тест на ВИЧ вместе»
По словам психолога, сегодняшние подростки отличаются тем, что они научились заботиться о собственном здоровье, понимают его ценность и с легкостью предлагают партнеру использовать презерватив в качестве контрацепции или вместе пройти тест на ВИЧ.
Александра Мелях:
— Меня восхищают современные подростки! У них другое мышление, оно сильно отличается от мышления их родителей, — тех, кто родился и вырос в Советском Союзе. В людях старшего поколения подсознательно живет уверенность, что человек перед системой — ничто. Как правило, они не очень ценят свое здоровье, не очень о нем заботятся. Им намного сложнее предлагать защищенный секс, задавать вопросы о ВИЧ-статусе партнера, предлагать сдать анализы на различные инфекции. Для них нормой является, скорее, отказ от себя, чего не скажешь о современных подростков, для которых норма — это забота о себе.
В следующей части нашего спецпроекта «Секспросвет» мы составим подробную инструкцию для родителей о том, как правильно разговаривать с подростком о безопасном сексе.
архив 66.ru. Видео: отрывок из к/ф «Ученик» Кирилла Серебренникова