Бывший диджей радио «Стиль FM» и один из участников группы EK-Playaz Максим Курленко вот уже десять лет носит рясу и руководит приходом в маленьком чувашском селе. Но почти 9 тысяч его друзей «ВКонтакте» подписались на него не только ради воскресных проповедей, но и чтобы посмотреть, как бородатый батюшка с крестом читает бодрый рэп.
Маленькое село Чемурша рядом с Чебоксарами, разбитая ухабистая дорога и чуть больше 400 жителей, для которых несколько лет назад отстроили новенькую деревянную церковь и пригласили молодого священника. 42-летний батюшка Максим служит в храме, ведет воскресную школу, делает православную передачу на местном радио... А на досуге вспоминает свою звездную уральскую юность и читает рэп. Вернее, «проповеди в стиле рэп». Записывается он под ником MC Nastoyatel и буквально пару недель назад выпустил новый альбом. Ради такой новости мы возобновили спецпроект «Рэп на районе» и доехали до Чувашии, чтобы узнать, как бывший диджей пришел к вере и что думает церковное начальство о речитативах настоятеля.
— Я учился в УПИ, на факультете экономики и управления, параллельно работал на радио и увлекся тогда рэпом. Мне нравилась его энергетика, мужская такая, бойцовская. Эту музыку мало кто слушал, но нашлись единомышленники, такие же белые вороны: Дима Dry Ice и Саша T-Bass, с которыми мы сделали проект EK-Playaz. И примерно в это время у меня начали появляться размышления о том, что это все не то, чему бы я свою жизнь посвятил. Где-то в глубине души шли поиски чего-то самого главного. Мы тогда заключили контракт с продакшн-студией, начали ездить по фестивалям. Это начало 2000-х, московские клубы, большие площадки…
Главный хит MC Nastoyatel — «Без благодати» из альбома «Проповедь в стиле рэп», который вышел в 2013 году. Почти 90 тысяч просмотров на Youtube.
Мне стало очень интересно все, что связано с православием. Я не вырос в православной семье, не ходил в церковь. Крестился я уже взрослым, в армии. Я служил в роте охраны, там были караулы через сутки, мы охраняли химическое оружие и склады с боеприпасами. И вот я стоял ночами на вышке, совершенно один, и размышлял о чем-то таком важном. Звездное небо, поезда стучат вдалеке, огни города где-то там. И вдруг я ощущаю, что звезды слишком близко. Что Бог слишком рядом, чем я думал раньше.А потом мои внутренние поиски закончились тем, что в душе произошла встреча с Богом. Я почувствовал Его присутствие, присутствие благодати. Меня перевернуло совершенно. Этот момент сложно описать. Ни один верующий человек не сможет воспроизвести в памяти точно по секундам: вот вчера я был неверующим — а сегодня верующий. Есть некая мистика в этом. Я помню внутренний тупик, противоречия, которые вдруг обнажились. В один прекрасный момент я, наверное, как-то искренне и глубоко обратился к Богу — и он мне ответил. И вот это благодатное присутствие меня изменило.
Но после армии меня еще штормило, я был далеко от церкви. Наверное, у меня были молитвы запутавшегося парня, который хотел найти свое место в жизни. Это как в том анекдоте, когда миллионера спрашивают, как он разбогател. И он долго рассказывает, как приехал в Америку с двумя долларами в кармане, купил на них два лимона, выжал сок, продал лимонад, потом купил четыре лимона… А потом умерла бабушка и оставила огромное наследство. Вот и у меня так же — просто произошло чудо.
Для моих родителей все это, конечно, стало огромным удивлением, что я так резко ушел в веру. Но они никогда не пытались мне что-то навязать. С друзьями своими я тогда тоже все время сбивался на богословские темы — это называется «синдром неофита». Сейчас я со многими в хороших отношениях, но как-то все перестраивается со временем, люди, которые ближе к вере, стали мне ближе.
Это было очень быстро, с корабля на бал. Я ответил на тот призыв, который у меня в сердце загорелся, и решил поступить заочно в московский Свято-Тихоновский богословский институт, мне просто было интересно.
Учиться было очень трудно, я с утра до вечера читал, и так три с половиной года подряд. Познакомился с отцом Иеронимом — известный старец в Чувашии был, наместник Свято-Троицкого монастыря. Я тогда себя не представлял священником, размышлял, принимать монашество или жениться. А отец Иероним сказал сразу: «Ты должен быть священником». И это легло мне в душу. Я поехал в монастырь в Алатыре, который он помогал восстанавливать, там же познакомился с будущей супругой, отец Иероним нас повенчал и предложил остаться в Чувашии. Ходатайствовал, чтобы мне позволили стать священником.
Главный хит вышедшего в сентябре нового мини-альбома MC NASTOYATEL — «Музыка души», на который сняли забойный клип, в нем батюшка, в лучших традициях жанра, гоняет на Audi и гуляет в спортивном костюме
Господь призывает: «Оставь все и следуй за мной». Вот как-то так и со мной произошло. Я переехал в Чувашию, стал священником. В первое время было очень тяжело. Жизнь поменялась полностью. Есть определенные качества, которые нужны для такой жизни. Смирение прежде всего. Но я не такой человек, чтобы бросать все на полпути. Нет у меня крамольных мыслей куда-то бежать, что-то менять резко. Да и четверо детей у меня — я сейчас не могу решать только за себя.
Проект «Настоятель» — это чистое миссионерство, попытка воцерковить рэп, как христиане когда-то воцерковляли язычество, оставляя во многом форму, но меняя суть. Это попытка показать ребятам, которые интересуются и верой, и хип-хопом, что это можно совмещать и делать что-то такое. Показать, что священник — гораздо ближе, чем кажется, что он неплохо разбирается в рэпе и может еще покруче тебя почитать. В клипе я езжу на старенькой Audi, у товарища взял, и в спортивном костюме Adidas, я в нем на тренировки хожу. Это специальная провокация, чтобы показать, что священник — тоже человек.
Мало кто занимается с молодежью, есть при крупных храмах разные православные движухи, где все ходят в одинаковых майках, что-то делают — это прекрасно, но туда приходят те, кто уже близок к вере. А те, кто сидит во дворах, — тоже отличные ребята, они увлекаются рэпом, и к ним никто не обращается. В американском рэпе давно такое есть: Gospel Rap, Holy Hip-Hop. И у нас есть такая потребность.
Еще одна цель этого проекта — некоторое юродство. Я сам по себе человек немножко эпатажный, и мне хочется как бы с другой стороны подойти к вам. Человек привык, что ему будут говорить: евангелие, заповеди, все такое… И он уже отрастил броню против этого. А если кто-то подойдет к нему со спины и постучит — эй, я здесь! — может быть, он еще там не успел построить эти бетонные заборы. Апостол Павел сказал: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
Подозреваю, что митрополит знает об этом, но пока дает мне карт-бланш — или одуматься, или сделать что-то хорошее. Более старшие прихожане не дерзают что-то такое батюшке говорить — ну чудит батюшка, пускай. Мои прихожане как ходили ко мне, так и ходят. Приходят иногда отзывы — мол, так нельзя. Но у меня свои взаимоотношения с Богом, и я стараюсь Ему поверять свои шаги, если я что-то сделал — значит, у меня есть потребность такая и умысел, зачем я это сделал.
Самое трудное для священника — быть человеком по-настоящему жертвенным и отзывчивым для всех. Я понимаю, каким должен быть священник, но реальная жизнь показывает, что иногда кишка тонка. Людей слишком много, а времени мало. Но зато ты видишь, куда тебе стремиться и что у тебя сейчас не так.
Я нашел ответ на вопрос, в чем смысл. Я ощутил в своей жизни присутствие Бога, понял, что тот жизненный путь, который мне дан, — вот по нему и надо идти. В молодости я все прыгал, пытался найти, что мое, что не мое — этого уже нет. Сейчас я ощущаю себя в своем русле и ощущаю, что это я живу, а не кто-то за меня живет.
Господь не прессует твои увлечения — только это все должно быть во славу Богу. Просто будьте честным сами с собой, и если есть какие-то противоречия — разрешайте их, не откладывайте на понедельник. Да и у меня, может, еще все впереди, я не знаю, как еще будет штормить. Самое главное — веру не расплескать.
Очень понравился и материал, и сам его герой.
Правильно сказал про американский аналог "госпел-рэп", и востребованность такого формата и здесь.
В любом случае эксперимент добрый и ничего, кроме добра опять же, не несет, а потому - явный зачет!
И да, слушается отлично, не какой-нибудь показушный трэшак, нормальный флоу, нормальный минусок)))
Журналисту тоже респект за рассказ о таком человеке)
Так держать!
Правильно сказал про американский аналог "госпел-рэп", и востребованность такого формата и здесь.
В любом случае эксперимент добрый и ничего, кроме добра опять же, не несет, а потому - явный зачет!
И да, слушается отлично, не какой-нибудь показушный трэшак, нормальный флоу, нормальный минусок)))
Журналисту тоже респект за рассказ о таком человеке)
виталиком пахнуло...